Статфакт

В России - 130 национальностей и 160 различных племен. Только среди петербуржцев - 600 тысяч нерусских.

Одним словом, во что бы то ни стало преодолеть и осознать законы русской мысли и русского развития и их особенности, индивидуальности в отличие от всепоглотившей римско-германской мысли. Эта же русская мысль и ее законы почти и не подозреваются русскими даже в том, что она должна быть на свете, есть действительно и что с условиями ее развития слита, может быть, вся русская будущность».

Основоположник научной отечественной педагогики К.Д.Ушинский отмечал, что резкое отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более всего ближе знаком со своим отечеством: родным языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением, а русский человек менее всего знает то, что ему ближе, - собственную родину, и все, что к ней относится.

«Незнание России посреди России» (Н. Гоголь) - можно считать одной из коренных причин рыхлого национального самосознания, размытого национального самоуважения и вековечной неустроенности отечественного быта.

Нет сомнений в том, что наше образование и воспитание с натяжкой можно назвать русским, уверен Иван Федорович Гончаров - создатель и лидер Всероссийского движения «Русская современная школа», доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И.Герцена, директор учебно-методического Центра этнонационального образования.

- В истории отечественного просвещения не было и до сих пор нет русской национальной школы, воспитывающей на научной основе русский духовный характер, созданной благодаря государственной поддержке, государственному покровительству и под государственным контролем. Вдумаемся в такой факт: в 1867 году К.Д.Ушинский пишет статью «О необходимости сделать русские школы русскими». Не правда ли, говорящее название?

Отсутствие национального воспитания привело к тому, что изнутри и извне искоренялись русские начала в языке, одежде, образе жизни, идеологии, литературе, искусстве, культуре, науке, технике, экономике. Шло постепенное разрушение национального чувства, угасание русского самосознания. Сейчас, кстати, этот процесс усилился, и складывается такое впечатление: проснемся завтра, а русского человека нет, есть лишь среднеевропеец. Вот почему нужен радикальный духовный переворот в сознании общества. Предстоит ввести в общественное сознание идею о создании русской национальной школы как жизненной потребности.

- Основной акцент вы делаете на школу?

- Школа, церковь, семья - это «киты» национального воспитания и возрождения России. Но именно школе отводится роль «первой скрипки», поскольку она - главный институт воспитания и образования. Наша последняя надежда на нее. Безусловно, она должна стоять на прочных научных основах, обладать квалифицированными кадрами. Создаваемая ныне русская школа - явление новое для России. Желание строить ее есть, но у желающих, как правило, нет знания теории национальной школы. «Полузнайство», невежество, доморощенная педагогика - плохая экипировка для создания русской школы. Необходимы глубокая образованность, эрудиция, просвещенность. В нашем учебно-методическом Центре этнонационального образования мы намерены избавить учителей от некомпетентности в специальных вопросах, связанных с национальной системой воспитания. В основу курсов «Русская национальная современная школа» у нас положены такие национально ориентированные учебные предметы и факультативы, как: «Русский национальный характер», «Этнография русского народа», «Этнография народов России», «Русская цивилизация», «Святыни России», «Культура русской семьи», «Россия и мир: творческое взаимообогащение» и т.д.

- Все это наталкивает на мысль о создании этнической школы.

- Идея чистокровности чужда русским: как нация мы сложились в ходе смешения многих племен. Термин «русский» мы берем в обширном смысле. Русский человек - это тот, кто Россию считает своей единственной родиной, кто предпочитает ее и служит ей. Россия всегда была объединяющим культурно-духовным центром, и многие государственники и деятели культуры органически входили в русскую стихию: Юсупов, Левитан, Витте, Бенуа, Пастернак. Владимир Даль говорил: «Душа человека - вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

В русской школе может учиться ребенок любой национальности. Она многонациональна по этническому составу и русская по духу.

Если обозначать принципы русской школы с этнической точки зрения, то они могли бы прозвучать так: российский патриотизм, государственное братство и формирование уважения ко всем народам планеты.

Российский патриотизм - это чувство сопринадлежности к великому народу, духовное единение, жертвенное отношение друг к другу.

Государственное братство должно стать потребностью в такой многонациональной державе, как Россия. Мы живем, восстанавливаем, строим страну вместе, без единения здесь не обойтись. Различные национальные культуры только обогащают друг друга.

Третий принцип основывается на том, что ни одна национальная культура не может развиваться в изоляции от других. Достаточно вспомнить размышления Владимира Соловьева, в которых он приходит к выводу: истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, то есть взаимодействие и солидарность всех для самостоятельной и полной жизни каждого.

Санкт-Петербург