- Людмила Ивановна, почему столько внимания уделено взаимоотношениям профсоюзов и власти, какова ваша оценка?
- Наша оценка должна быть адекватна словам Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, который на встрече в Москве с профактивом России сказал, что «профессиональные союзы - это важнейший элемент гражданского общества, а в социально-трудовых отношениях - главный партнер государства...». Несомненно, вопрос взаимодействия с органами власти на всех уровнях занимает центральное место в нашей работе, невозможно в полной мере реализовать уставные функции профсоюза без социально-партнерских контактов, тем более если речь идет о бюджетной сфере. Поэтому в своем выступлении я отметила, что вопрос повышения эффективности этого взаимодействия важен как для профобъединения, так и для каждой отраслевой организации профсоюза в отдельности. Как показывает практика, правильно выстроенные взаимоотношения социальных партнеров во многом влияют на результат в решении конкретного вопроса.
В Общероссийском профсоюзе образования система взаимодействия с органами власти и местного самоуправления действует на всех уровнях - от Центрального совета до профорганов краевой, районных, городских, первичных организаций.
Важно, что в ходе всероссийских коллективных действий профсоюзов непроизводственной сферы ключевую роль сыграл именно переговорный процесс, в рамках которого обсуждались социально-экономические проблемы работников отрасли и студентов. Состоялись встречи с представителями законодательной и исполнительной власти, депутатами органов местного самоуправления в территориях края, что привело к положительному решению ряда проблем.
- Какие примеры такой работы вы можете привести?
- Краевой комитет профсоюза проводит системную работу с социальными партнерами - департаментами образования и науки и семейной политики края. Итогом является высокий уровень выполнения обязательств соглашений. Так, по итогам 2010 года 90,6% обязательств Отраслевого соглашения по учреждениям образования и науки реализовано полностью, 5,4% - частично, 96,3% обязательств двухстороннего соглашения с Департаментом семейной политики выполнено полностью, 3,7% - частично. Обеспечен стопроцентный охват учреждений образования коллективно-договорным регулированием.
Мы заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с профильным комитетом Законодательного собрания края, что позволяет участвовать в решении вопросов финансирования школ, принятия нормативных актов и целевых программ. Что это дает? Например, по инициативе краевого комитета профсоюза 16 ноября 2011 года депутаты внесли изменения в региональный закон «Об образовании», согласно которым решен вопрос о финансировании налогов, взимаемых с компенсации на приобретение книгоиздательской продукции. Общая сумма расходов из краевого бюджета на эти цели составит около 17 миллионов рублей.
Часто мы используем такую форму социального партнерства, как направление в территории края совместных писем и разъяснений. Так, краевым комитетом профсоюза совместно с Департаментом образования и науки подготовлены разъяснения по применению нового порядка аттестации педагогических работников, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки, сохранению гарантий руководящим, медицинским и библиотечным работникам образовательных учреждений, совместно с Гострудинспекцией подготовлены разъяснения о применении минимального размера оплаты труда и т. д.
Также по нашей инициативе решено отменить ограничение в предоставлении сельским педагогам компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения, согласно которому постоянная работа в образовательном учреждении должна была занимать не менее 75% нормы рабочего времени.
В рамках социального партнерства решаются вопросы повышения профессионального мастерства педагогов. На это направлены конкурсы, учредителем которых совместно с Департаментом образования и науки региона является краевой комитет профсоюза. Например, на награждение и премирование участников профессиональных, профсоюзных конкурсов в 2010 и 2011 годах из профбюджета краевой организации направлено более 15,6 миллиона рублей. Каждый участник краевого этапа конкурсов профмастерства поощрен бесплатной путевкой в Центр отдыха работников образования «Рассвет» в Геленджике.
- А как в крае обстоят дела с главной проблемой отрасли образования - оплатой труда работников?
- Действительно, это основная проблема, но сказать, что она не решается, я не могу. Во-первых, Краснодарский край - лидер по уровню оплаты труда работников отрасли в Южном федеральном округе. Во-вторых, как и во многих регионах России, с июня 2011 года заработная плата работникам образовательных учреждений была повышена на 6,5%. С 1 сентября средняя зарплата учителей уже доведена до уровня средней по экономике Кубани. Необходимо отметить, что в октябре губернатор края Александр Ткачев принял решение повысить среднюю зарплату и другим педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, также до средней в экономике. Причем тоже с 1 сентября, как и учителям. Более того, на краевом совещании по вопросам модернизации отраслей социальной сферы, которое состоялось 30 ноября в Анапе, по инициативе губернатора принято решение по значительному увеличению заработной платы работникам образовательных учреждений с января 2012 года. С нового года средняя зарплата учителя должна быть не менее 20000 рублей, педагоги музыкальных, художественных, спортивных школ, реабилитационных центров, домов-интернатов, воспитатели детских садов в среднем будут получать 14000 рублей. Работникам, относящимся к категории обслуживающего персонала (лаборанты, повара, санитарки), а также работникам музеев, библиотек зарплата будет повышена до 8000 рублей. Кроме того, запланирован очередной этап повышения оплаты труда в социальной сфере с июля 2012 года.
Нужно отметить, что предоставляются и дополнительные меры социальной поддержки, финансируемые из бюджета Краснодарского края. Так, установлены доплаты отдельным категориям педагогических работников общеобразовательных учреждений, а с 1 июля текущего года повышены до 3 тысяч рублей ежемесячные доплаты педагогам дошкольных учреждений. Можно с уверенностью сказать, что бюджет края носит социально ориентированный характер.
- Людмила Ивановна, а какая еще проблема, на ваш взгляд, сегодня нуждается в таком же внимании, как оплата труда?
- Это, конечно, жилищный вопрос. Не было еще ни одного года, когда бы мы не поднимали его на всех уровнях власти. Краевая организация профсоюза ежегодно проводит мониторинг обеспеченности педагогов жильем. Так, например, на начало 2011 года на учете для улучшения жилищных условий в городах и районах края состояло 4713 семей педагогических работников, 2710 из них ожидают своей очереди более 10 лет. Поэтому мы поддержали инициативу Правительства РФ о предоставлении молодым специалистам льготной ипотеки, ею готовы воспользоваться 1430 человек. А желание участвовать в программе строительства кооперативов для учителей (без ограничения возраста) уже сегодня выразили 2128 учителей. Эти цифры мы получили, проведя в сентябре этого года предварительный опрос в образовательных учреждениях края. В регионе планируется принятие целевой программы «Учительский дом», согласно которой в 2013 году тысяча педагогов получит квартиры.
Не могу не обозначить еще одну проблему, в решении которой мы получили поддержку ЗСК - необходимость обучения руководителей образовательных учреждений по вопросам трудового законодательства. Практика проведения профсоюзных проверок показывает, что в основном нарушения трудовых прав работников допускаются руководителями учреждений из-за слабых правовых знаний.
Развиваются партнерские отношения и с органами власти на муниципальном уровне. Показательным является тот факт, что расширяется количество территорий края, где работникам отрасли предоставляют дополнительные льготы и меры социальной поддержки, финансируемые из бюджетов муниципальных образований. Таких территорий уже 33. В 2010-2011 годах в ходе переговоров профактива с руководителями муниципалитетов в рамках всероссийских акций профсоюза установлены дополнительные меры социальной поддержки в 10 территориях, существенно расширены - в шести.
Краевая организация видит еще много вопросов, над которыми необходимо работать во взаимодействии с властными структурами. Думаю, что совместными усилиями, ориентируясь на профессионализм и диалог, можно решить много проблем.