Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо оценить, насколько экономически завязана Россия с «новыми европейцами». Видимо, это никоим образом не отразится на экономических отношениях стран, поскольку экспорт из европейских стран в Россию составляет малую - всего один процент - долю. Польша с ее 3% - исключение. Что касается поставок в эти страны из России, то объем ее экспорта невелик и составляет от 4% в Чехию до 12% в Словакию. В этом смысле тоже мало что изменится, потому что навряд ли страны-европейцы откажутся от российских поставок, а Россия вряд ли им в них откажет. Но, что интересно, некоторые сигналы о пересмотре экспортно-импортных отношений уже появляются. Как известно, 60% потребности Польши в газе обеспечивает именно Россия, и в прошлом году был подписан договор, по которому наша страна обязалась поставлять в Польшу более 11 млрд. кубометров голубого топлива в год. Но в Польше уже обнародован доклад государственных аудиторов, который содержит выводы о растущей зависимости Польши от российских поставок газа и о том, что договор о поставках, заключенный с Россией, противоречит польским национальным интересам, ибо, во-первых, цена такова, что невозможно договариваться с альтернативными поставщиками, во-вторых, договор не гарантирует транспортировку газа в Западную Европу через территорию страны, которая могла бы принести Польше хорошие дополнительные доходы.

Дело в том, что зимой из-за ценовых разногласий с Белоруссией Россия прекратила поставки газа не только в эту страну, но через нее и в Польшу и в Западную Европу. Это, конечно, вызвало настолько серьезное недовольство европейских стран, что прозвучали предложения о поставках норвежского газа, но для этого пришлось бы строить новый газопровод, идя на значительные издержки. Бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер, приняв по внимание этот факт, а также сравнительную дешевизну российского газа, предпочел заключить договор с Россией. Но нынешний премьер Марек Белка думает по-другому: ознакомившись с докладом аудиторов, он заявил, что польское правительство может пересмотреть участие России в газоснабжении Польши. Понятно, что после вступления в Евросоюз союзники будут соблюдать прежде всего экономические интересы партнеров.

Можно предположить, что придется изменить законодательство стран ЕС для выстраивания процесса миграции рабочей силы. Не секрет, что сегодня у государств - участников СНГ много проблем с трудоустройством их граждан, и граждане те готовы на работу в любой стране и на любых условиях. Но возникает опасность, что рабочая сила будет перетекать из стран-новичков в страны - старожилы ЕС. И этим, например, озабочены профессиональные союзы Германии.

Мрачные ожидания появляются у стран - новичков Евросоюза - открытые границы приведут к тому, что из европейских стран хлынет большой объем продукции, в том числе продуктов питания, с ценами, значительно превышающими нынешние. Это означает, что местные поставщики, не желая отставать от новоявленных партнеров, повысят свои цены, за ними последуют коммунальщики и прочие сферы. Во всяком случае, как свидетельствуют данные информационных агентств, население некоторых стран-новичков, как перед началом войны, делало запасы соли, сахара, муки. Это говорит о совсем не радужных надеждах населения на будущее житье-бытье, хотя итоги референдумов о вступлении в ЕС свидетельствуют об обратном.

Перед референдумами в странах-новичках и в самом деле были велики надежды на повышение жизненного уровня граждан. Но теперь все оказывается совсем не так просто. У стран ЕС уже сложилась определенная система налогообложения, трудоустройства, валютного регулирования и так далее. Новичкам придется приспосабливаться ко многому, в частности к системе налогообложения, которая существенно отличается от их нынешней. Например, в большинстве стран Европы существуют корпоративные налоги (при этом приходится суммарно платить за все - за личное имущество, за бизнес, за доходы и недвижимость фирм и так далее). Трудно прогнозировать, как изменятся цены на жилье, продукты, транспорт и энергоносители, но можно сказать, что налоговое бремя возрастет весьма существенно. Например, во Франции, Греции, Испании корпоративные налоги зашкаливают за 35%, в Нидерландах, Италии, Бельгии и Австрии - за 34%, в то время как в Литве они составляют 15%, в Латвии, Словакии и Польше - 19%, в Венгрии и Словении - 20%. Гармонизация налоговых отношений может привести к тому, что пострадают в экономическом отношении страны - старожилы ЕС. Бизнес в условиях рынка ищет где лучше, то есть где налогообложение доходов меньше. Специалисты предполагают, что бизнес устремится в новые страны - члены ЕС и там будет оставлять значительную часть своих, как уже понятно, значительно более низких налогов. Новички при этом могут выиграть, хотя велика опасность, что гости-бизнесмены приобретут большую часть национальной промышленности, после чего будут играть по иным, чем ныне, условиям. Не исключено, что после этого налоги пойдут на повышение.

Еще одна проблема - отказ от национальных валют и переход на евро. Этот переход существенно осложнит финансовое положение стран - новичков ЕС, поскольку сразу выявится дефицит бюджетов. По условиям ЕС, страны должны отчислять некоторую сумму на поддержание размера долгового финансирования бюджетного дефицита. Сумма вроде бы небольшая - всего 3 процента от ВВП, но Франция, Германия, Португалия это условие не соблюдают. За ними стараются идти в ногу другие страны - члены ЕС, поэтому утверждать, что союз в самом ближайшем будущем ожидает несомненная стабильность, по меньшей мере опрометчиво.

Словом, проблем у Евросоюза появится много. Если раньше объединение приносило объединявшимся немалые преимущества и способствовало их экономическому развитию, то сегодня впечатление такое, как будто в клетку, где сидел один певучий кенарь, посадили целую стаю, и неизвестно, будут ли они в коммунальной клетке петь так же хорошо, как это делал жилец-одиночка.