У «Учительской газеты» своя история, связанная с этой школой. Несколько лет назад мы получили письмо, автор которого утверждал: в здании ведут не ремонт, а разрушение, этот дом на Арбате снесут, а на его месте возведут офисное здание или элитный жилой дом. Все оказалось слухами и напрасными опасениями: школа стояла, стоит и будет стоять на этом месте, откуда в большую жизнь уходили ее ученики.
Славный 75-летний юбилей школа №1231 имени В.Поленова отмечала в Театре имени Евгения Вахтангова. Для выпускников, как было объявлено, вход был свободным, и надо было видеть, как входили в театр выпускники сороковых, пятидесятых и многих других годов, как доставали заветные школьные фотографии и внимательно вглядывались в таких же выпускников, пытаясь угадать тех, с кем когда-то учились в одном классе. Зоя Панова, выпускница 52-го года, очень огорчилась, что не увидела никого из однокашников, ведь им было что вспомнить. Панова помнит первого директора школы Александра Смирнова, ведь стала первоклассницей в 1942 году.
Эту школу окончили многие ученые, инженеры, врачи, дипломаты, юристы, политики, словом, представители самых разных профессий. Ну и конечно, много артистов, среди них Егор Бероев, Александр Стриженов, Елена Дробышева, Алена Хмельницкая. А начался праздник выступлением с экрана телеведущего Петра Толстого - тоже выпускника. В разные годы в школу возвращались и работали учителями двадцать ее выпускников, сегодня в школе есть три педагогические династии.
После торжественного праздника многие выпускники отправились в родную школу, чтобы провести там день, почувствовать себя молодыми, счастливыми, поговорить о жизни, показать свою школу внукам и даже правнукам, ведь многие из них приводят сюда учиться подрастающее поколение, потому что это их родная школа, практически второй дом.

Александр СМИРНОВ, основатель и первый директор школы №71:


- 1936 год. Школа открылась, но к началу занятий не была готова. Занятия проходили в 73-й школе два месяца - сентябрь и октябрь. За одну неделю до октябрьских праздников школа была принята. В школе было очень грязно. С большой помощью учителей, родителей и учеников она была приведена в порядок. В школе было все необходимое. Перед тем как войти в новую школу, мы провели собрание, с тем чтобы ее берегли и ухаживали за ней.
Первый день собрались на кружке. Лил дождь. В 71-ю школу принимали всех учеников независимо от успеваемости и дисциплины. Многих учеников привлекала новая, чистая школа. Ребята организованно прошли в школу. У каждого ученика был свой номер на пальто, шапке, тетрадях, дневнике.
По школе были расставлены дежурные с красными повязками. В первые дни учебы в новой школе выделили старост и учком, куда вошли все старосты и учителя. В каждом классе староста должен был отвечать за чистоту, за все испорченное спрашивали со старосты, а он с дежурных. У дежурных по классу были зеленые повязки, а у дежурных по школе - красные. Выбирали также и дежурных по учкому, которые отвечали перед председателем учкома. Каждую неделю мы проводили линейку. Старосты отчитывались перед директором, а директор ставил оценки за дежурство.
В школе создали редакцию, куда входили 6 человек. Газету выпускали каждую неделю. У каждого редактора был помощник-корреспондент. Каждый редактор писал и своем дне: кто - о среде, кто - о четверге, кто - о понедельнике, кто - о вторнике, он должен был описывать все хорошее и плохое.
В школе очень следили за поведением. Первым председателем учкома был Борис Богданов. Учком проводил свои заседания один раз в неделю. В школе шла борьба с курильщиками. Выделяли дежурных, которые следили за тем, чтобы в уборных не было дыма. Увидев, что ученик курит, директор заставлял дежурного следить за тем, чтобы тот не курил. Если он продолжал курить, ставили вопрос перед классом, если не помогало и это, ставили вопрос на учкоме.
Директор каждый день встречал учеников, приходивших в школу, наблюдал за их внешностью. Тех, у кого были непричесанные волосы или нечищенные ботинки, он останавливал. После звонка на урок директор стоял еще минут десять, и тех учеников, у которых было что-то не в порядке, опоздавших, он уводил к себе в кабинет. Плохо ведущих себя на уроках учеников выгоняли с урока, но они не шатались по школе, а сидели и занимались в кабинете директора.
Саша Быховский был связан с шайкой воров. Милиция арестовала главарей шайки, а Саша стал примерным мальчиком. Во время войны он ушел добровольцем на фронт и геройски погиб.
В школе проводилась игра, которая называлась «На штурм». Она заключалась в том, что ее участники должны были маршем прийти на Воробьевы горы и соревноваться с 63-й школой. Перед тем как приступить к игре, ученики тщательно готовились: выходили на Смоленскую площадь и маршировали по площади под бой барабанов и звуки горна, тренировались по четыре часа. 4 роты маршировали от Арбата до площади Восстания отдельно по взводам. Были также и лыжники.
Наконец, настал день игры. Собрались около школы, был сильный мороз, -30 градусов. Тех, кто был плохо одет, не брали. Пошли на Воробьевы горы, а школа №63 не собралась из-за мороза. Суть игры - одни ребята должны были прятаться, а другие искать. Выставили дозоры, расположились на косогоре. Чтобы подойти незаметно, нужно было ползти, ребята ползали (у них промокли варежки, колени). За ребятами ползли врач, директор и военрук, чтобы лучше видеть происходившее. Игра проходила 3 часа, после ее окончания ребятам выдавали призы за проявленную храбрость. С Воробьевых гор шли пешком, чтобы не замерзнуть.
Мы много уделяли внимания подготовке к праздникам, выпускали газеты, устраивали всевозможные аттракционы.
В 1939 году в школе был первый выпуск десятиклассников. Лучший класс выезжал к директору на дачу.
В 1941 году началась война, и школа закрылась. В 1942 году в школе учились только старшие классы. В 1943 году учиться стали все.
Много учеников добровольно ушли на фронт. Смертью храбрых погибли лучшие ученики-комсомольцы Араго, Саша Быховский.
Ребята сидели на крыше школы и тушили зажигалки. Один раз зажигалка упала на крышу, а мальчику, стоявшему в это время у брандспойта, показалось, что она влетела в класс, где сидела учительница с учениками. Ученик включил брандспойт и начал поливать в окно, наделал много шума.
Когда бомба попала в театр Вахтангова, в школе вылетели почти все стекла. Одна бомба попала в метро, где было много людей, спасавшихся от бомбежки. Бомба проделала большую дыру, но с помощью аварийной группы эта дыра была залатана за два дня.
Все ученики школы были подготовлены к боевой тревоге. За две минуты школа должна была полностью освободиться. Это проходило организованно и бесшумно.

Информация к сведению

Лицо школы зависит прежде всего от того, какой директор ее возглавляет.
Поленовскую школу, которая долгие годы была школой №71, создал  в 1936 году  и был ее первым директором Александр Смирнов - выпускник высшего начального училища, оногодичных педагогических курсов, организатор  колоний для беспризорных детей на Тамбовщине, педагог в колонии для несовершеннолетних нарушителей в Крыму.
В 1941 году школу возглавила Гита Рапопорт, под ее руководством в школе были созданы мастерские, в которых дети вязали шарфы, носки, рукавицы для  бойцов, шили и вышивали кисеты,  они отправляли на фронт посылки, давали концерты в госпиталях.

В 1948 году директором стала Татьяна Яковлева, она руководила школой до 1958 года, получила за отличную работу орден Ленина.
В1958-м школу возглавила Татьяна Маркевич, которая после окончания пединститута к тому времени уже несколько лет отработала в ней учителем и  завучем. Маркевич стала самым молодым директором  за всю историю школы - ей  не было тридцати,  наверное, поэтому она создала коллектив, в котором все держалось на взаимном уважении, теплом отношении друг к другу, творчестве. В эти годы школа стала школой №1231 с преподаванием предметов на французском языке, одной из лучших языковых школ Москвы, ассоциированной при ЮНЕСКО. В то же время была установлена тесная связь с Усадьбой-музеем В. Поленова, где ежегодно летом трудились ученики школы. Татьяна Александровна обладала «своим особым стилем работы, тем порой невидимым, но ощущаемым, что обычно называют духом школьной жизни» - так писала о ней «Учительская газета».

В 1977 году школу возглавила выпускница школы, окончившая  Московский учительский институт имени Потемкина, учитель русского языка и литературы Нина Афанасьева. Сегодня она  организатор и  хранитель  школьного музея.
С 1985 по 1988 год школу возглавляла выпускница  романо-германского факультета МГУ, переводчица и преподаватель французского языка Татьяна Сухова.
В 1988 году директором стал  и был им  до августа 2011 года Сергей Купалов. Сергей Георгиевич, учитель истории и обществоведения, работал в школе с 1972 года старшим пионервожатым, заместителем директора по воспитательной работе, военным руководителем. В 1988 году коллектив избрал его директором и не ошибся - отличник народного просвещения,  заслуженный педагог, директор года  сделал все, чтобы школа стала окружной и городской экспериментальной площадкой, победителем окружного конкурса  ЦАО «Школа года-97» и Российского конкурса «Школа года-98».
С августа 2011 года директором школы стала Виктория Тиунова, которая бережно относится к традициям и прикладывает немало сил для того, чтобы школа №1231 стала настоящей Школой будущего.

Виктория ТИУНОВА, директор школы в 2011 году:


- Приступив к обязанностям директора школы №1231 имени В.Д.Поленова, школы с такой славной и многолетней историей, я неизбежно должна была задуматься о ходе времени - сама история живет в Спасопесковском переулке, на Арбате, в самом сердце старой Москвы.
Мостовые Арбата помнят звук шагов Поленова, а прекрасные дома пережили вместе со своими обитателями страшные годы войны, но видели и радость детей, спешащих в школу прекрасным мирным утром...
Каждый год 1 сентября в Спасопесковском переулке начинается новый отсчет, первоклашки переступают порог нашей школы, скоро они будут писать свои первые сочинения и рассказывать городу и миру о своих мыслях и чувствах не только на русском, но и на французском языке.
Время неудержимо - оно летит, оно торопится, не давая нам порой возможности задуматься о самом главном, о наших целях, осмыслить и принять стремительно меняющийся мир. Школа - всегда центр событий, устремлений и надежд, арена споров и сомнений. Но в XXI веке школа перестала быть для ребенка только местом получения теоретических знаний, огромное информационное поле планеты втягивает в себя ребенка, и тем важнее роль учителя: он становится проводником и другом, учит понимать и слышать мир. Наша школа на Арбате в доли секунды может связаться с французскими коллегами, наши дети путешествуют, они открыты  общению и ждут от нас диалога.
Образование стало открытым, оно перестает быть формальным. Родители, стремящиеся сделать жизнь своих детей лучше и насыщенней, чем их собственная, озабочены качеством и эффективностью образования, все больше проявляют они желание войти в образовательный процесс, помогать школе и своим детям в ней. Постепенно исчезает привычная последовательность передачи знания от учителя ученику, сегодня бывает, что оба поколения узнают новое одновременно. Именно поэтому профессия современного учителя не угасает, а поднимается на принципиально новую высоту, становится особенно значимой и актуальной.
Сегодня учитель не столько ментор, сколько соратник, штурман в море новой информации и новых способов деятельности. Современный педагог - обязательно человек диалога, профессионал, который учит в совместном с учеником действии, а не в монологе. Приходится признать, что учитель обязан быть лидером, заражающим личным примером, обаянием, человеком, обладающим стилем и жизненным оптимизмом. Современный учитель - это профессионал, умеющий работать в постоянно меняющемся проблемном пространстве, он учит делать выбор и принимать решения.
Переход к новым условиям обучения, внедрение в жизнь федеральных государственных образовательных стандартов, введение единого государственного экзамена, разработка и принятие нового закона об образовании, новая система оплаты труда - все это требует от нас огромного напряжения сил и невозможно без взаимопонимания, взаимопомощи, общего видения цели и путей ее достижения. Наша школа насчитывает семьдесят пять лет школьной жизни, она полна прекрасных традиций, которые мы просто обязаны сберечь и приумножить.
Я уверена, что XXI век прекрасно уживется в стенах Поленовской школы с веком XX, что информационное поле и цифровые технологии не уничтожат в нас главного - желания общаться с ребенком, передавать ему свои знания, учить его понимать мир, различать добро и зло, говорить с людьми на безупречном - русском и французском - языке.
Многое удалось Поленовской школе за семьдесят пять лет, многое еще предстоит, и я надеюсь на понимание, уверена в профессионализме учителей, силах и оптимизме.