Первые шаги на пути творческого самораскрытия для многих кажутся настоящим чудом, когда приходит осознание, что внутри некоторых из нас скрыта волшебная сила, позволяющая дарить людям радость посредством своего таланта, будь то чувственный голос, пленительный жест, осмысленное движение, тонкое чувство динамики цвета. Именно начало поиска своего творческого «я» еще и самый ответственный этап становления художественной индивидуальности. От того, кто и как будет взращивать то божественное зерно, воспитывать неповторимый дар, во многом зависит будущее таланта, его путь и то, что на этом пути он сможет приобрести сам и подарить людям.

Отделение «Вокальное искусство» колледжа музыкально-театрального искусства №61 - уникальная в России певческая школа, которая, несмотря на свою молодость, ярко заявила о себе и в Москве, и в России, и за рубежом. Она имеет отличия от традиционных вокальных отделений музыкально-образовательных учреждений. Во-первых, профессиональное обучение сольному пению в колледже начинается с первого класса на оперном отделении общеобразовательной школы с углубленным преподаванием музыкально-театральных дисциплин. Во-вторых, это единственное в России образовательное учреждение, в котором музыкально-театральное образование осуществляется на уровне основного общего и среднего профессионального образования. И в-третьих, воплощая идею непрерывности художественного образования, все это находит выход в самом важном звене образовательного процесса - действующем репертуарном театре.
Своим рождением эта творческая мастерская обязана замечательному музыканту, кандидату педагогических наук, заслуженному учителю РФ, лауреату Премии Президента РФ в области образования, лауреату Премии мэра Москвы Елене Юрьевне Трацевской. На протяжении почти двух десятилетий под ее внимательным руководством развивался и рос поначалу хрупкий организм с наивной детской душой - детский музыкальный театр-студия «Галина Вишневская». Со временем он окреп, набрался сил и сейчас по праву стал молодым конкурентоспособным самостоятельным театром оперы и балета, достойно несущим имя великой русской певицы - народной артистки СССР Галины Павловны Вишневской.
На вокальном отделении школы и колледжа закладывается тот профессиональный фундамент, который при естественной смене поколений, приходящих в театр, позволяет им прочно утверждаться в культурной жизни столицы. Высокий уровень вокальной подготовки задает сплоченный педагогический коллектив во главе с заведующей отделением Зоей Васильевной Свиридовой. Сохраняя лучшие отечественные традиции академического вокального образования, педагоги разных поколений делятся исполнительским и педагогическим опытом на открытых мастер-классах, которые систематически проводятся в рамках методической работы на отделении. Учащиеся и преподаватели - постоянные участники вокально-образовательных мероприятий Центра оперного пения Галины Вишневской.
Маленький певец (если он еще школьник) и начинающий свой осознанный путь в пение подросток оказываются в эпицентре круговорота современной вокально-исполнительской жизни. И самое удивительное - не как наблюдатели, а как активные участники самых значительных культурных событий. Спектр их очень широк: это и вокальные конкурсы, музыкальные и музыкально-театральные фестивали, официальные культурные мероприятия столичного и государственного уровней, многочисленные гастрольные туры по городам России, ближнего и дальнего зарубежья.
Новый богатый мир открывает и сама музыка, к которой практически приобщается ребенок. Участвуя первоначально в постановках детских опер, он также органично включается во взрослую великую музыку, выступая в пасторальной сцене из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского. Благодаря грамотно выстроенному репертуарному плану и школьники, и учащиеся колледжа воспитываются на лучших творениях оперной классики. Среди них «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, шедевры отечественной оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Сказка, ради которой многие дети приходят в мир оперы, становится реальной творческой жизнью с первых шагов и до момента, когда выдают первый в жизни диплом, подтверждающий профессиональную компетентность.
Когда к ученику приходит понимание того, что голос не только дар, но и ответственность за то, как им распорядиться? Вероятно, тогда, когда приходится преодолевать первые профессиональные трудности. И красивая сказка превращается в тяжелую, требующую большой усидчивости и терпения работу. Тогда и возникают вопросы: что есть голос для выражения себя? Насколько важно петь, и почему петь, а не говорить? Не ответив на них, трудно заниматься вокалом. Ведь чтобы добиться успеха, надо любить то дело, которым ты занимаешься. На эти вопросы вместе с каждым из своих учеников отвечает и педагог вокала. Именно авторитет учителя, его вера в успех общего дела часто вселяют в начинающего певца те силы, которые ему так нужны, чтобы справиться с тем сложным механизмом, который профессионалы определяют как вокальная школа. Обретение собственного неповторимого голоса как обретение своего лица. Каким он будет, зависит не только от природы, но и от того, какому внутреннему порядку он подчиняется. Как и лицо, голос может быть теплым и приятным или холодным и отталкивающим. Он может волновать и оставлять совершенно равнодушным. Красивый голос - это результат большой личностной работы, воспитания души, которому будет посвящена вся творческая жизнь.
А результаты поисков художественного «я» могут быть совершенно неожиданными. В прошлом сезоне театр оперы и балета «Галина Вишневская» колледжа музыкально-театрального искусства №61 представил московской публике две премьеры. Первая - это фрагмент комической оперы испанского композитора XVIII века Мартина-и-Солера «Редкая вещь». Она с большим успехом исполняется в Москве, а в нынешнем сезоне будет идти на театральной сцене Центра оперного пения Галины Вишневской. Перевод оперы с итальянского языка на русский, а также написание либретто были осуществлены учащимися колледжа. Вторая премьера - опера середины XX века русского композитора Агафонникова «Анна Снегина». Это глубокое лирико-драматическое произведение со свойственной музыке XX века сложной интонационной палитрой.
Так же как и первые профессиональные шаги, первые творческие успехи тоже особенно дороги. Где по-настоящему раскрывает себя талант? На сцене. Для творческого человека очень важно, чтобы его голос был услышан. А для начинающего певца еще большей поддержкой становится высокая оценка его публичных выступлений профессиональными певцами. Участие в вокальных конкурсах требует большой смелости, уверенности в правильности выбранного пути. Воспитанники отделения «Вокальное искусство» принимают активное участие в конкурсной и фестивальной жизни Москвы. Их выступления на конкурсах вокалистов, фестивалях музыкально-театрального искусства получают высокую оценку и отмечаются многими наградами: фестиваль «Творчество молодых» - 6 лауреатов I степени (2010), Московский открытый фестиваль-конкурс «Ф.И. Шаляпину посвящается...» - лауреат I степени (2011), конкурс Департамента образования «Национальные традиции» - Гран-при, лауреат I степени (2011), фестиваль-конкурс «Надежда Романсиады» - 2 лауреата I степени (2011), Всероссийский конкурс вокалистов «Серебряный голос» - 2 лауреата III степени, 5 дипломантов (2011). Российский центр науки и культуры на Мальте наградил сертификатом президента Мальты творческий коллектив колледжа музыкально-театрального искусства и каждого участника за концертное выступление на празднике «Русское рождество», состоявшемся в президентском дворце.
Первые победы окрыляют, порой даже кружат головы. Но голос, летящий из сердца, не в силах остановить ничто. Его стремление к новым вершинам будет открывать перед ним все новые горизонты. И для кого-то в искаженном времени и пространстве, быть может, именно голос станет путеводной нитью, ведущей в реальное измерение ценности нашего бытия.

Людмила ЛАЗАРЧИК, лауреат международных конкурсов и фестивалей, преподаватель сольного пения КМТИ №61