Давайте вспомним, что дает радость в каждодневном и ох каком нелегком труде учителя. Прежде всего большинство коллег, задавая себе этот вопрос и честно на него ответив, могут сказать: радость - в успехах учеников, в возможности поделиться опытом с теми, кто в этом нуждается, ждет этого. На деле же успехи измеряют комиссии и экзамены, опытом делиться стало сейчас как-то неуместно, надо успеть по программе, по разнарядке сверху. Общее школьное образование переживает не только кризис реформирования системы в целом, но и кризис педагогического служения.

Инновации в образовании сегодня всюду: повсеместное внедрение медиатехнологий в систему обучения, разработка новых стандартов обучения. Однако в главной инновации нуждается принципиальный подход к развитию ребенка. Сейчас многие школы переходят к системе УВК (учебно-воспитательных комплексов), а в небольших поселках и городах школа всегда совмещала в себе дошкольное и основное школьное образование. Таким образом, зачастую дети попадают в среду обучения и воспитания, отличную от семейной, в очень раннем возрасте. Пресловутые стандарты образования диктуют нам обеспечение прироста знаний и навыков у юных воспитанников согласно утвержденному плану, и на-гора выдают результаты, порой достигнутые стахановскими методами. А что же субъекты воспитательной деятельности? Кто-то впитывает и растет, кто-то ломается и навсегда получает клеймо неуспевающего, педагогически запущенного. Рост, прирост и положительная динамика показателей - вот лозунги и критерии педагогического мастерства и умелой организации системы обучения и воспитания.
А что происходит со второй составляющей педагогики - развитием? В суете и ажиотаже стахановского подвижничества понятия роста и развития смешались, стали почти неразличимы, а ведь именно в развитии и заложено зерно того самого истинно педагогического мастерства, в развитии же - источник улыбки учителя при взгляде на ученика.
На выручку школе приходит дополнительное образование. Сегодня к нему относят любые формы творческой, спортивной работы со школьниками и детьми дошкольного возраста. Такие секции, студии и кружки существуют буквально в каждом районе на базе школ, центров творчества. Если умолчать об их зачастую крайне плачевном юридическом статусе и финансовом положении, можно только порадоваться энтузиазму педагогов и разнообразию таких видов развивающих площадок.
Среди них подавляющее большинство - спортивные секции (нацпроект «Здоровье» занял достойное место и в сфере дополнительного образования), различного рода подготовительные группы, группы развития для дошкольников, кружки и секции тематической направленности (музыка, живопись, танец, театр). На практике ребенок школьного возраста при желании и достаточных финансовых возможностях родителей посещает после основных школьных занятий те кружки и секции, которые выбирает, или же подчиняется воле родителей в этом выборе, которые таким образом решают для себя проблему роста знаний ребенка, развития его творческих или спортивных способностей и организации свободного времени.
Школа в данной ситуации занимает две различные позиции: либо поддерживает интересы учеников и с готовностью отпускает школьников на соревнования, конкурсы с последующим вывешиванием портрета ученика на доске почета, либо всячески препятствует увлечению ученика, намекая на снижение общей успеваемости благодаря затрате времени на «всяческие» кружки. На сегодняшний день школа и система дополнительного образования существуют как будто бы в параллельных мирах, пересекаясь в точке своего конечного приложения - ученике.
Сами ребята, к сожалению, иногда противопоставляют эти две образовательные структуры, школа награждается всякого рода негативными эпитетами, в то время как любимая секция рукопашного боя или музыкальная студия становится практически домом родным. Тенденция именно такова, закрывать на это глаза крайне недальновидно.
Ученика (можно с уверенностью это констатировать) привлекает в учителе готовность делиться участием и знанием в том, что реально интересует ребенка, а значит, обучение проходит как праздник. Праздник не из-за шариков и фейерверков, а из-за радости открытий, ощущения развития и взросления.
Где же найти тот мост, который соединит ныне столь разные миры? Как известно, самый длинный путь начинается с первого шага. Вопрос в том, кто сделает этот шаг навстречу первым и в каком формате возможно такое сотрудничество. Благодаря поддержке муниципалитетов в последнее время все чаще проводятся районные, окружные и городские соревнования, олимпиады, конкурсы и фестивали, где встречаются представители и школьного, и дополнительного образования. Такие встречи многократно увеличивают шансы на конструктивный диалог между школьным учителем и преподавателем сферы дополнительного образования. Оказывается, возможно совмещение категорий роста и развития, возможно объединение и тех и других в сфере ценностей, результатом чего становится разносторонне развитый, культурный и образованный молодой человек, который и в дальнейшем не теряет навыков самообразования. Пример одного из таких совместных проектов общего и дополнительного образования - уже ставший традиционным открытый районный фестиваль детских театральных студий и творческих детских коллективов «Театральные каникулы». Первый этап обычно проводится осенью (октябрь-ноябрь), второй - весной (март-апрель). Организаторы фестиваля - муниципалитет района Отрадное (материально-техническое оформление фестиваля), Межрегиональная общественная организация «Содействие возрождению культурного наследия и развитию поколений» (организация, разработка программы, режиссерско-постановочная работа, художественное оформление фестиваля). В этом году фестиваль проходит уже в шестой раз, свои двери гостеприимно распахивает для него общеобразовательная школа №958.
В фестивале приняли участие семь команд из различных школ и театральных студий округа. Состав команды - пятнадцать человек: двенадцать из них - основной играющий состав в возрасте от 10 до 15 лет, двое - корреспонденты детской редакции и один - член детского жюри. Участникам фестиваля в путешествии по станциям предстояло в игровой форме, импровизированно создать визуальное и звуковое оформление этюда, пластический образ, выполнить упражнения театрального тренинга, ознакомиться с эпохами через создание театрального костюма, попробовать себя в качестве сценаристов и режиссеров-постановщиков. Темой импровизаций в этом году стало кругосветное путешествие. Фестиваль, как театральный фургон, совершая «кругосветное путешествие», «провез» ребят по разным станциям («Литературная», «Музыкальная», «Рисовальная», «Речевая» и др.). А чтобы они ориентировались в дороге, капитаны получили маршрутные листы со схемой передвижения от станции к станции. В этом же листе педагоги - ведущие станции выставляли командные баллы за уровень выполнения задания. Все команды получили творческое задание, которое нужно было выполнить в процессе прохождения станций. С какой радостью юные путешественники, продвигаясь от станции к станции, выполняя творческие и интеллектуальные задания, открывали для себя собственные возможности и в игровых формах впитывали новую информацию об основах создания образа и пластической композиции, о стилистике литературных форм! В завершение игры каждая команда продемонстрировала на школьной сцене результат этой увлекательной работы. Отдельную команду на фестивале составило детское литературное объединение, юные журналисты брали интервью, писали журналистские работы о ходе конкурса. Лучшие из них будут опубликованы в спецвыпуске газеты «Театральные каникулы». По итогам фестиваля коллективы получили дипломы по номинациям, а все участники - призы.
В октябре праздник состоялся во многом благодаря самоотверженному труду организаторов. Главный результат не в дипломах и не в призах, он в том, что дети хотят творить, познавать и готовы отдать этому время и силы, в том, что после фестиваля рождаются новые планы и появляются новые способы для их воплощения. Наконец, в том, что, прощаясь, ребята говорили друг другу: «Скорей бы уже весенний фестиваль!» Они благодарили команду организаторов этого замечательного праздника - директора Детско-юношеского центра «Отрадное» Ольгу Новохатько и директора школы №958 Сергея Астахова, руководителя студии «Мастерская души» Елену Привезенцеву - за очередную чудесную осеннюю сказку, которую они создали и от всего сердца подарили детям.
К весеннему этапу фестиваля ребята теперь будут готовиться с большой тщательностью и нетерпением. Ведь весной предстоят просмотр и обсуждение их спектаклей, участие в мастер-классах, театрализованных конкурсах, творческих мастерских.

Людмила СЛОВЕСНИКОВА, художественный руководитель театральной студии «Золотой ключик» школы №963