Мы готовим выпускника, способного, несмотря на особенности психофизического состояния, к самостоятельному проживанию, самообеспечению, самообслуживанию, способного получить профессиональное образование и использовать приобретенные в процессе обучения в школе трудовые и социальные навыки на производстве и в социальной сфере.
Будучи общеобразовательным учреждением, школа ориентируется на обучение, развитие и воспитание всех обучающихся и каждого в отдельности (с учетом возрастных, физиологических, психофизических, интеллектуальных и личностных особенностей, образовательных потребностей и возможностей), создавая адаптивную образовательную среду и максимально благоприятные условия для умственного, физического и социального развития ребенка. Гармонизация индивидуального и социального в образовании и развитии детей - ведущий принцип построения адаптивной образовательной среды в нашей школе.
Наши цели не только выявление и развитие способностей учащихся на основе тщательного обследования и изучения особенностей их интеллектуального, физического, психологического и социального состояния, но и формирование положительной внутренней мотивации к обучению через создание благоприятного образовательного пространства; поиск и развитие творческих способностей каждого ребенка; стремление к формированию внутренне наполненной личности; ориентация на высокие нравственные ценности; интегрирование в социум; развитие способности в последующем на активное участие в жизни общества.
Школа стала основным компонентом системы непрерывного образования (в цепочке дошкольное образование - общеобразовательная школа - начальное профессиональное образование), выполняющим роль ведущего фактора в подготовке человека с особыми потребностями к самостоятельной жизни, она формирует общую культуру личности на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы, программ коррекционно-развивающего блока, предметов трудовой и социальной направленностей; развития познавательных потребностей и способностей при сохранении физического, психического и психологического здоровья, в том числе при активном привлечении специалистов в области детской психологии.
Спецификой нашей школы стало выполнение социальных функций образования, оказывая образовательные услуги детям с особыми потребностями, возлагая в том числе на себя обязанность по обучению, воспитанию, социально-педагогическому развитию условно обучаемых детей, чьи родители имеют желание дать своему ребенку основы образования и воспитания.
Важным положением философии образования для нас стала его гуманизация, предполагающая обращение школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его и его родителей личностных целей, запросов и интересов, создание условий для изучения интересов, возможностей и склонностей ребенка и с учетом этого построение его обучения, воспитания. Эта философия включает в себя требования к педагогическому коллективу школы, направленные на определенную переоценку задач и результатов своего труда: появление в образовательном процессе не единичных случаев тяжелобольных детей, трудно обучаемых или условно обучаемых, а значительного количества таких учеников, к 2011-2012 учебному году составивших уже половину от общего числа учащихся. В свете подобных качественных изменений образовательного процесса в школе и заключается для нас основной принцип гуманизации образования, ориентации его на человека-ребенка: по возможности не отказывать никому в приеме в школу, давать шанс хотя бы попробовать ребенку влиться в социум через школу.
При этом не теряет актуальности качество образования, особенно остро стоит вопрос качества проживания ребенком-инвалидом (не изгоем, а таким же, как все сверстники во дворе, в городе, в мире, учеником) школьной жизни. Тогда его способности, даже малые и незаметные, могут раскрыться и реализоваться в полной мере, познавательные потребности педагогический коллектив направляет на формирование познавательной позиции, развитие которой одна из важнейших задач современного образования независимо от уровня образовательного учреждения, будь то лицей, обычная школа или школа коррекционная.
Мера этого развития выступает у нас как мерило качества работы школы, учителя, администрации, так как мы все прекрасно понимаем, что, давая в школьный период жизни ребенка ему толчок к потребности учиться и узнавать (пусть даже на примитивном уровне), мы закладываем в учащегося основу его будущего. Решение работать на развитие возникло не случайно, а в результате понимания актуальности социального заказа на коррекционно-развивающее образование в отношении детей с нарушениями интеллектуальной деятельности и физического развития, так как современное общество, казалось бы, в корне меняет свое отношение к проблемам инвалидов, людей с ограниченными возможностями. Общественное мнение в последние годы формируется таким образом, что гуманизация общества невозможна при негуманном отношении к инвалидам, при отсутствии возможностей человеку с особыми потребностями получить образование, общаться с другими, здоровыми людьми; пользоваться наравне со всеми достижениями культуры.
К какому бы типу мы ни относили детей-инвалидов и как бы их ни группировали, эти дети при организации комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения требуют особого внимания, педагогической поддержки, искренней заинтересованности педагогов в том, чтобы они состоялись как личности, были оптимально социально-психологически интегрированы в сообщество. Только в таком случае ребенок с особыми образовательными нуждами получит опыт защиты собственных прав, а значит, и своего будущего.

Ю.ЕВДОКИМОВ, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №418