До 1993 года наша школа была восьмилеткой. Дети заканчивали здесь 8 классов и продолжали обучение в других школах Троицка. В 1993 году школа была реорганизована. Во-первых, изменился статус учреждения: из восьмилетней школа превратилась в среднюю общеобразовательную школу. Во-вторых, изменилась сама ее структура. Мы решили сделать что-то выходящее за рамки обыкновенной школы. Наш город всегда был и сейчас остается известен прежде всего как город науки. Однако было решено создать в Троицке школу с профессиональной подготовкой, чтобы охватить тех учащихся, которые потенциально планировали после школы получать среднее специальное образование. На базе нашей школы помимо общеобразовательного цикла дают предметы, связанные непосредственно с несколькими профессиональными направлениями. Сегодня лицензия позволяет в качестве дополнительных программ ввести предметы, связанные с профессиями автослесарь, повар, делопроизводитель, у нас заявлены специальности «офис-менеджер» и «официант». Вообще с 1993 года по сегодняшний день у нас сменился набор рабочих специальностей. Среди них были направления, связанные не только со сферой обслуживания, но и со строительством (каменщик, плотник-столяр-строитель), с медициной (младшая медицинская сестра), а также другие специальности, которые впоследствии вышли из статуса пользующихся спросом на рынке труда, в связи с чем были закрыты.
Наша школа необычная, аналогов ее нет в Подмосковье. Конечно, существуют различные образовательные учреждения, где есть дополнительные учебно-производственные комбинаты, но так, чтобы дети осваивали рабочие специальности, не прерывая своего учебного процесса, насколько мне известно, нет. А ведь в этом есть особое преимущество. Ребенок, окончивший нашу школу, не просто имеет за собой некий «соцпакет» знаний, он выходит из нее социально защищенным, поскольку имеет возможность трудоустроиться по приобретенной специальности сразу после школы. Пусть это будет только первый этап вступления в профессию, и каждый решит для себя сам, как продолжить дальше свое образование, но главное - мы уверены в завтрашнем дне наших учеников. Это очень важно. Я ничего не имею против того, что у нас есть лицеи, гимназии. Да, это очень хорошо, это школы высокого статуса, их выпускники поступают в высшие учебные заведения, многие потом занимаются научной деятельностью. Но дети, выходящие из нашей школы, поверьте, не менее востребованы. У нас по всем специальностям заключены договора с различными учреждениями профессионального образования. Во-первых, это Москва - мы уже более 10 лет сотрудничаем с Московским художественно-педагогическим колледжем технологии и дизайна. Также нас уже много лет поддерживают наши коллеги из 45-го Подольского профтехучилища и негосударственное образовательное учреждение Троицка «Центр профессиональной подготовки». Это те учреждения, с которыми мы уже давно сотрудничаем, они не только поддерживают нас в плане методических рекомендаций, но и подтверждают своими документами аттестацию наших выпускников по профессиональной подготовке по результатам квалификационных экзаменов. Я в свою очередь очень рад, что за почти 18 лет существования в новом статусе школа не теряет своей значимости в городе. Запуская в 1993 году программу «Школа с профессиональной подготовкой», мы по большому счету не придумали ничего нового. Если заглянуть в историю нашей страны, школа и рабочая профессия всегда были рядом: что в довоенное время начиная с 30-х годов, что в послевоенное - в 60-е годы. Особенно такие школы получили развитие в направлении сельского хозяйства. Скажем, в 60-е годы каждый ученик, окончивший школу, где преподавали дополнительно профдисциплины, мог сесть за трактор и выйти работать в поле. Но система этих образовательных учреждений почему-то потихоньку ушла и превратилась полностью в систему ПТУ. А в таких странах, как Германия, где наши преподаватели профдисциплин побывали для обмена опытом с немецкими коллегами, есть система общеобразовательных школ с профессиональной подготовкой, где дети получают и то и другое одновременно, очень развита. Выбор рабочих специальностей у них гораздо больше: около 10 направлений, начиная с электросварщика, парикмахера и заканчивая такими специальностями, которые у нас получают только после института. И это очень хорошо, когда ребенок, окончив школу, получает не только аттестат, с которым ему предстоит сделать выбор учебного заведения, а уже свою профессию, поскольку в процессе обучения уже выбрал специальность, направление своего жизненного пути.
Год назад я принимал участие в международной конференции, которая проходила в Москве на базе Московского художественно-педагогического колледжа технологии и дизайна, где выступали представители образовательных учреждений столицы, Департамента образования, успешные представители рынка сферы услуг. Широко обсуждался вопрос о том, как не хватает сейчас специалистов в области сферы обслуживания - поваров, парикмахеров, механиков. Поэтому эти направления и пользуются спросом у учащихся. Конечно, не все выпускники устраиваются на достойные зарплаты, но, как правило, это зависит исключительно от них самих. Самые целеустремленные и увлеченные своей профессией радуют нас своими успехами и достижениями. Смею надеяться, что мы готовим специалистов сферы обслуживания, которые дают возможность не задумываться о насущных проблемах и хорошо работать тем, кто занимается и научной деятельностью, и бизнесом. Это задача, которую не раз ставил президент в своих выступлениях - развитие той системы профобразования, которая у нас раньше всегда была, и была развита очень хорошо.
Что касается нашего перехода в Москву, то отмечу, что Москва и Московская область находятся близко, но живут по-разному. И как только ставится вопрос, куда идти работать, часто звучит фраза: «Я пойду в Москву, там зарплата в два раза больше». Что говорить и о возможности выбора вакансий. Я думаю, что после объединения Москвы и области это различие несколько сгладится. Но главная проблема для нас нехватка педагогических кадров. Студент, окончивший педагогический институт, не идет работать в школу. К тому же сократилось и количество педагогических институтов по всей стране. Если же зарплаты учителей в Троицке и близлежащих районах будут приравнены к московским, то наши педагоги, которые сейчас ездят работать в Москву, останутся здесь. Им не нужно будет тратить время и средства на дорогу, они теперь смогут работать в своем городе за те же деньги. Если в Троицке останутся работать тройчане, не нужно будет решать и вопросы с жильем. Так что еще очень важный для нас плюс объединения с Москвой - в решении вопроса с педагогическими кадрами. В этом плане я напрямую поддерживаю объединение.
Наверное, со стороны кажется, что наш сравнительно небольшой Троицк ничем особенным не может быть интересен Москве. Однако сама структура образования города очень многогранна. Здесь есть весь спектр общего образования: лицеи, гимназии и даже вот школа с профессиональной подготовкой. Я считаю, что теперь в одном субъекте Федерации нам будет легче обмениваться опытом с московскими образовательными учреждениями. К примеру, с нового года все образовательные учреждения становятся автономными. Для Москвы это новинка, а у нас эта система уже отработана на базе дошкольных учреждений. Наши детские сады делятся своим опытом по всей России. Думаю, так будет происходить и на базе школ, и это тоже большой плюс для совершенствования образования и Троицка, и Москвы. Многие наши школы - различные призеры, номинанты на уровне России.
Не так давно в связи с будущим объединением Москвы и Московской области в городе и в нашей школе тоже побывал руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. На мой взгляд, ему понравились и структура школы, и те образовательные задачи, которые мы ставим перед собой и пытаемся решать в Троицке. Помимо того что здесь сливаются два направления образовательного процесса, нужно поддерживать всю материально-техническую базу на должном уровне, чтобы дети в конце 11-го класса могли достойно пройти аттестацию.
Конечно, я возлагаю большие надежды на то, что в будущем финансирование образовательных учреждений станет достойным и позволит оснащать образовательный процесс по последнему слову техники. Однако и сегодня мы стараемся не сидеть сложа руки в ожидании лучших времен. Например, в прошлом году у нас проходили посвященные юбилею Победы Девятые Дельфийские игры, и в первый раз на них была номинация «Кулинарное искусство». Наша школа заняла 1-е место в составе команды Московской области. Это для нас большое достижение.
Что же касается будущего положения нашей школы... Я надеюсь, что с переходом в Москву, может быть, появится возможность присоединиться в качестве филиала к какому-либо техническому колледжу. Я думаю, для нас это было бы неплохой перспективой развития. У нас прежде уже ставился вопрос о реорганизации школы в колледж. Это обусловлено и нашим географическим положением: мы находимся на пересечении трех районов - Подольского, Наро-Фоминского и Ленинского. Многие дети, которые после 9-го класса поступают в колледжи Москвы, после первой четверти возвращаются сюда: им тяжело каждый день добираться до Москвы и обратно. Они приходят к нам, зная, что здесь можно получить профессиональную подготовку, но пока мы не можем дать им полное профессиональное образование, им все равно приходится дальше продолжать обучение. Конечно, удобно было бы на «перекрестке» трех районов иметь колледж, чтобы наши дети могли получать достойное образование поблизости от дома. Поэтому, если нам предоставят возможность перейти в колледж, мы обязательно ею воспользуемся. Я лично буду только за, а коллеги, надеюсь, тоже поддержат.