Стратегия Правительства Москвы в области образования, программы развития столичного образования поставили перед педагогами столицы задачи воспитания у школьников любви к своему городу, чувства патриотизма, формирования уважения к историческим памятникам Москвы и Подмосковья. В нашей школе большое внимание уделяется внеклассному образованию. Надо сказать, что проведение внеклассных мероприятий благотворно влияет на развитие у ребенка нравственного и культурного воспитания, становления его как личности, в конце концов как гражданина своей Родины. Одно из предназначений классного руководителя - воспитание у детей чувства гордости и ответственности за свою Родину, за свой край - дорогое Подмосковье, богатое историческими ценностями, что дает ребенку возможность обогащаться культурно и эстетически, расширять свой кругозор.

Казалось бы, все просто и обыденно: съездили на экскурсию, что особенного. Однако конечный результат показывает, что в жизни каждого моего ученика, соприкоснувшегося с наследием писателя, произошли удивительные изменения - дети стали одухотвореннее, восторженно вспоминают о том, что видели своими глазами, и это результат, казалось бы, такого простого действия, как поездка в подмосковное Переделкино.
День задался шикарный, погода не обманула, автомобильные пробки не омрачили нашего настроения. Поселок Переделкино совсем недалеко от МКАД. Когда въехали в поселок, увидели стрелочки-направления к тому или иному дому-музею. (Это хорошо, что родные этих всемирно известных людей и наше государство дают возможность нам приобщиться к этой прекрасной истории.) Вот и долгожданное место нашего следования. Во дворе нас сразу встретило «Чудо-дерево» - чудесное дерево.

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

И действительно, на нем и башмаки, и сандалии, и кеды. Дети сразу были очарованы такой встречей.
Наш экскурсовод, Геннадий Николаевич, пригласил в дом и начал погружать в атмосферу жизни, творчества и бытия Корнея Ивановича. Надо сказать, я давно не ощущала такого непонятного чувства завороженности, умиления, желания чего-то делать, предпринимать. Атмосфера самого дома, своеобразный запах воздуха, пропитанный деревом, книгами, вещами, располагал к определенным желаниям увидеть все, как было тогда, 50 лет назад.
Со своей подругой мы обменялись мнением, что в доме все располагает к творчеству: это и необыкновенная сосновая тишина, и письменный стол у окна, и вообще ничего лишнего, все достаточно скромно, и книги, книги, книги... А Геннадий Николаевич все более завораживал своими рассказами о Корнее Ивановиче. Нам было очень интересно, захотелось перечитать все произведения Чуковского.
Мы и предположить не могли, что Корней Иванович Чуковский (Николай Корнейчуков) был не детским, а взрослым писателем, это для нас открытие, так как его стихи мы читали в детстве сами, затем своим детям, теперь и внукам. Неудивительно, что все стихи мы знаем наизусть, ведь такие произведения сами по себе ложатся на память и воспроизводятся тогда, когда в этом есть необходимость. «Тараканище», «Муха-цокотуха», «От двух до пяти» - так называются книги, которые мы с удовольствием бы приобрели, но такой сервис, к большому нашему сожалению, не предусмотрен. А так хочется почитать «Признание старого сказочника»! Конечно, голос самого Чуковского не заменит никто, те стихотворения, которые он читал своей дочке Мурочке, трогают до слез. А еще очень хочется с книжечкой К.И.Чуковского, забравшись с ножками на диванчик, прикоснуться к великому искусству...
Рекомендую посетить Переделкино, там все располагает к тому, чтобы не стоять на месте, а творить и творить доброе, вечное, какая бы сфера жизни нас ни касалась.
Дети еще долго в автобусе делились своими впечатлениями, вспоминали интересные и запомнившиеся моменты экскурсии. Ребята пришли к выводу, что очень важно «видеть историю своими глазами», нежели получить информацию посредством слова, пусть даже самого замечательного.
Я думаю, что выскажу мнение большинства педагогов, что такие мероприятия помогают нам в профессиональной деятельности, дают возможность использования межпредметных связей на своих уроках, что благоприятствует грамотной интеграции предметов через познание истории и литературы, как и получилось в данном случае.

Светлана НИКОЛАЕВА, учитель истории и обществознания школы №763