Статистический аппарат позволил нам на уровне  первичного звена оценки качества образования вовлечь  весь педагогически коллектив в работу по созданию условий успешности обучения учащихся. Наше так называемое первичное звено - это процедура организации, проведения и анализа проверочных работ различного уровня.
В школе мы практикуем такие виды контроля и диагностики:
- стартовая диагностика (диагностика готовности учащихся к продолжению обучения на следующей ступени образования);
- тематический контроль (внутренний уровень);
-  диагностические и тренировочные работы регионального (городского) уровня через телекоммуникационную систему «Статград»;
-  диагностические (административные) работы окружного уровня.
При проведении работ, за исключением тематических (внутреннего уровня),   мы используем процедуру независимой оценки качества и создаем условия для учащихся - организацию и проведение работ осуществляет организатор, который на день проведения работы назначается администрацией школы (директором или заместителем директора по УВР),  ему выделяют учебный кабинет.
Все виды работ независимо от уровня контроля и оценки качества образования подлежат статистической обработке и анализу в программе Excel  с элементами программирования. У нас разработана форма протокола анализа работы, предусматривающая графический рисунок протокола, и именно на основе графического рисунка протокола анализируется работа вместе с учителем-предметником.
Если мы говорим об оценке качества, на основе статистического анализа, то надо учитывать, что значения, выходящие за пределы  диапазона норматива или экспертной оценки, даже если они  идут по восходящей, есть несоответствие качеству. Понятие качества в области статистики рассматривается как стабильные показатели. Если на протяжении исследуемого периода тот или иной класс показывает стабильные показатели, необходимо пересмотреть экспертную оценку.
Все протоколы хранятся как на электронных (в базе данных), так и на бумажных носителях, протоколы обязательно предоставляют  учителям-предметникам. Необходимо отметить, что книга протоколов предусматривает сводную таблицу результатов оценки качества за год, где учитывают такие  показатели: средний балл выполнения работы, средний показатель выполнения работы.
Основными критериями оценивания для нас стали нормы соответствия или несоответствия ФГОС, экспертные оценки, которые школа определяет сама, используя данные мониторинга. Но здесь мы сталкиваемся с проблемами.
 Процедуру оценки качества образования проводят органы управления образованием различного уровня.
    Подходы к оцениванию качества образования у всех разные. Например, если мы говорим о ГИА в новом формате и ЕГЭ, то  критерий - показатель, выражаемый в баллах. Балльная система оценивает соответствие и несоответствие ФГОС; уровень качества, которое дает конкретное образовательное учреждение, - количество учащихся, набравших в среднем 55 баллов и выше (ЕГЭ).
    Подходы к оцениванию качества при проведении плановых выездных  проверок качества образования  реализуются в соответствии с распоряжением Департамента образования: критерием оценивания стал показатель 50% выполнения работы классом, принимающим участие в тестировании (уровень достаточный), а также показатель 60% (уровень повышенный).
    Подходы к оцениванию качества образования - окружной и региональный уровни по окончанию четверти (триместра), года  используют традиционные показатели: качество обученности, % успеваемости.
Возникает вопрос: что же все-таки  считать критерием или критериями оценки качества образования?
Еще одна проблема:  оценка качества образования подразумевает оценивание конечного результата. Конечный результат нашей работы - это наши выпускники.  
Если  же мы говорим о различных формах контроля по оцениванию качества образования в течение учебного года, то мы НЕ ОЦЕНИВАЕМ, мы ОТМЕЧАЕМ, констатируем факт на дату контроля, на текущую ситуацию, того или иного соответствия или несоответствия, отклонения от нормы. На основе одной процедуры контроля делать выводы и  принимать какие-либо управленческие решения нельзя. Если мы отмечаем соответствие или несоответствие той или иной норме, отклонение от нормы, то мы сначала должны найти причины и решения для устранения этих причин.
Это сложная, кропотливая работа, подразумевающая диалог и сотрудничество не только всех членов педагогического коллектива, но также и учащихся, и их родителей (законных представителей), разработку четких критериев оценивания как письменных, так и устных ответов учащихся.  С  этими критериями должны быть знакомы и учащиеся, и их родители.

Е.ТЕРЕНТЬЕВА, директор школы №516;
Л.ЗВЕРЕВА, заместитель директора по УВР