Выработка оптимальных критериев и показателей качества образования, инструментария и технологий позволяют руководителю своевременно и обоснованно принимать управленческие решения по совершенствованию системы образования, обеспечить становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы. Апробированные нами система и технология проведения мониторинга образовательной деятельности школы позволяют выявлять проблемные зоны и сформулировать обоснованные рекомендации. Основные функции системы - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения государственных стандартов образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система предполагает информатизацию обработки данных, одна из форм которых электронный журнал, в котором мы фиксируем такие показатели, как оценочные показатели, результативность контрольных работ, индивидуальный диагностический балл учащегося. В портфолио обучающегося входят также и результаты его участия в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, результаты социологических и психологических исследований. Аналогичную структуру имеет портфолио класса. Новизна модели состоит в том, что в ней рассматриваются не данные, а индикаторы - аналитические расчетные показатели. Анализ основан на диагностическом подходе, в результате процедур определяется уровень реализации учебных возможностей каждого ученика (класса), который стал основополагающим при определении индексов (постоянных показателей), характеризующих прогнозируемый учебный результат.
Широкий спектр информации мы получаем в результате анализа контрольных работ. Из протокола контрольных работ можем узнать об уровне усвоения КЭС, проблемных зонах, объективности оценивания, соответствии ожидаемым результатам, состоянии работы со слабоуспевающими. Данные, полученные в результате такой системы анализа контрольных работ, дают возможность дальнейшей аналитики и принятия соответствующих управленческих решений.
Рассмотрим, например, результаты итогового административного контроля по математике в 5-х классах. Учащиеся показали высокий результат, оптимальный в сравнении с ожидаемым результатом. Анализ результативности проведенного контроля в сравнении с итоговой успеваемостью позволяет сделать выводы об объективности оценивания учащихся. В одном классе выявлена проблемная зона (5-й «А» - арифметические действия с обыкновенными дробями). Анализ типологии ошибок показал, что критический процент выполнения задания №3 в 5-м «А» классе вызван не логическими, а арифметическими ошибками учащихся.
Работа в окружной системе оценки качества предоставляет нам дополнительную возможность анализа результатов наших учащихся со средними показателями по округу. При преимущественном превышении показателей в целом мы видим элементы, на которые необходимо обратить внимание при организации комплексной подготовки к ГИА.
Полученные в течение учебного года данные позволяют вести аналогичную аналитику, начиная от конкретного обучающегося, класса, ступени образования и заканчивая показателями образовательного учреждения в целом. Накопление данных по всему образовательному учреждению позволяет сделать анализ сформированности предметных умений и навыков.
При сравнительном анализе выявляется еще один важный показатель - разрыв общей результативности и результативности контрольных работ, что позволяет нам сделать выводы об объективности оценивания, адекватности и корректности контрольно-измерительных материалов. При накоплении материала мы получаем возможность анализа динамических характеристик образовательного процесса.
В то же время результативность учащихся лишь один из аспектов качества работы учителя. Анализ результатов учащихся позволяет выделить отдельные достижения и проблемные микрокомпоненты деятельности учителя. Многолетний практический опыт всего коллектива нашей школы по внедрению критериальной оценки значительно облегчил для нас переход на НСОТ и связанные с этим мероприятия по разработке и внедрению положения о стимулирующей части оплаты труда.
Важным фактором успешного развития образовательной системы стала способность к самооценке, самоконтролю, саморегуляции с привлечением общественного мнения. Закономерно возникает потребность в регулярном обследовании - самоаудите образовательного учреждения. Это еще одно направление деятельности нашего коллектива по формированию модели оценки качества образовательного процесса. В нашей школе регулярно проводят исследования на предмет удовлетворенности качеством преподавания и организацией учебно-воспитательного процесса, соответствия достигнутых результатов ожиданиям.
В опросах принимают участие выпускники, ученики и их родители, педагоги. В прошлом году, например, была разработана и проведена многофакторная оценка качества деятельности учителя, основанная на результатах анкетирования учащихся, родителей, самооценке учителя, средней результативности в текущем учебном году и административной оценке. Работа по организации и проведению многофакторной оценки проведена силами педагогического коллектива школы, школьного ученического совета, родительской общественности.
Отмечая положительный опыт работы в рамках внутришкольной и окружной системы оценки качества образования и городской экспериментальной площадки, мы столкнулись с необходимостью объединения различных информационных потоков и трудностями, сопровождающими этот процесс. Большой объем разнообразных информационных единиц требует не просто обобщения и систематизации. Разноплановые динамические информационные потоки требуют не только сохранения, но и возможности быстрого и удобного доступа различных пользователей. Необходимо организовать единое информационное пространство учета индивидуального прогресса обучающегося, класса, школы. Такую возможность нам предоставляет Московский центр качества образования, разработавший единую общегородскую универсальную информационную систему, в которую входят все составляющие, характеризующие качество образования как на уровне отдельного учащегося, класса, так и на уровне образовательного учреждения в целом. Наш опыт работы с Регистром качества позволяет сделать вывод о его универсальности, удобстве интерфейса, доступности и эффективности.

М.РЕМИЗОВА, заместитель директора по УВР школы №1264