Современный этап развития высшего педагогического образования России характеризуется устойчивым ростом спроса на него и все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития государства, будущего науки. Введение Болонской системы в России  показало за прошедшие годы серьезные проблемы прежде всего в области обеспечения качества высшего образования. Педагогическое образование здесь не стало исключением. Эту проблему усугубил рост негативных настроений по отношению к педагогическим вузам, во многом основанный на внешнем факторе: рекомендациях экспертов МВФ, высказываниях официальных лиц о низком качестве профессиональной подготовки как преподавателей, так и студентов именно в педагогической высшей школе, изначально невысоком уровне абитуриентов, принимаемых в педагогические вузы якобы с самыми низкими баллами ЕГЭ, отсутствии какого-либо вклада педагогических университетов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность. Основной тезис критиков высшего педагогического образования в России заключается в необходимости скорейшего расформирования педагогических университетов и передачи их в структуру классических. Однако уже сегодня понятно, что в отношении большинства педагогических университетов  эти претензии не имеют никакого основания.
В течение последних шестнадцати лет педагогические вузы Москвы, созданные в самое сложное для школы столицы время, в середине 90-х годов прошлого века, заняли достойное место в высшем профессиональном образовании. Шестой этап программы развития системы образования Москвы на период 2012-2016 годов определил стрежневой задачей достижение московского стандарта качества образования,  модернизацию и дальнейшее развитие всех аспектов и сторон деятельности каждого образовательного субъекта. Для реализации этой программы система образования  Москвы имеет мощный потенциал и собственные резервы, а также богатые традиции подготовки учителя, в том числе в сложных экономических условиях. МГПУ как крупнейший многопрофильный научно-образовательный центр, МГППУ, МГПИ, МИОО представляют собой основу этого потенциала в области высшего педагогического образования в Москве.
К примеру, деятельность нашего университета изначально строилась на идее классического университетского образования, сочетающего в органичном единстве две важнейшие функции - образовательную и научную. Ныне в университете подготовка кадров ведется по 162 основным образовательным программам, из них 51 программа бакалавриата, 32 - магистратуры, остальные - программы специалитета. Это и педагогика, естественные и социальные науки, управление и экономика, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания. Более 30 профилей бакалавриата и программ магистратуры на территории Москвы реализуются только в МГПУ.
   Расширение диапазона влияния развития педагогических вузов позволяет по-новому взглянуть на дискуссии между сторонниками передачи педобразования в классические университеты и приверженцами модели автономного высшего педагогического образования. В условиях уровневого образования каждый университет независимо от его специфики попадает в ситуацию, когда высшее образование становится, по сути, частью сферы обслуживания: заказ на то или иное образование, сочетание, к примеру, педагогического бакалавриата и экономической магистратуры или юридического бакалавриата с магистратурой по педагогическому образованию, поступает в вузы от абитуриента, исходящего из собственных профессиональных интересов. В этом смысле у каждого вуза России, учитывая особенности его развития, структуры, современного учебного и научно-исследовательского опыта, найдется широчайшая область для реализации своего потенциала. Сочетание высшего классического и педагогического образования можно рассматривать только как серьезное преимущество российской системы высшего профессионального образования, которое необходимо сохранить. В подтверждение могу привести данные приема в магистратуру МГПУ: в 2011 году из 256 магистрантов 81 поступил к нам из других вузов после окончания бакалавриата или специалитета как педагогических, так и классических направлений, в том числе из МГУ им. Ломоносова. Полагаю, что эти процессы могут стать основой будущего образовательного альянса педагогических и классических университетов, способствующих мобильности выпускников, их конкурентоспособности.
То, что в этом альянсе педагогическое вузы не будут слабым звеном, доказывают данные о качественном составе их профессорско-преподавательского корпуса, например, из 1000 штатных преподавателей нашего университета более 200  докторов наук, профессоров, более 600 кандидатов наук. В университете успешно работают 12 диссертационных докторских советов по 25 научным специальностям, создана сеть научно-исследовательских лабораторий (22) в составе бюджетного НИИСО, в которых трудятся 140 научных сотрудников, нацеленных на разработку новых технологий и методов преподавания в предметной области. Результаты исследований становятся достоянием учебного процесса, содержания учебных курсов, федеральных учебно-методических пособий и учебников. Аспирантура и докторантура включает 38 научных специальностей, и здесь обучаются 900 человек.
Для обеспечения московской системы образования кадрами  наш университет подготовил и выпустил  более  28 тысяч специалистов, из них около 9 тыс. специалистов по классическим специальностям и более 19 тысяч  - по педагогическим. Ежегодно свыше 70% выпускников педагогических специальностей идут на работу в образовательные учреждения, где они успешны и востребованны. Ежегодно среди  призеров российского и городского конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют» - наши выпускники. В этом году в финале городского конкурса среди 33 учителей было 6 выпускников МГПУ, в том числе абсолютный победитель - выпускник исторического факультета 2000 года Антон Молев, представлявший московское образование на российском конкурсе и вошедший в пятерку лидеров конкурса. В целом за последние десять лет победителями конкурса «Учитель года», как правило, становились именно выпускники педагогических университетов, которые, к слову, готовят 50% педагогических кадров России, а более половины приходится на технические, негосударственные и классические университеты. Тем не менее 2/3 победителей российского профессионального конкурса педагогов - выпускники педуниверситетов, в  этом году из 85 - 54.
Популярность педагогического образования среди абитуриентов страны вполне измерима, как известно, при помощи соответствующих рейтингов, учитывающих средний или минимальный балл, полученный на ЕГЭ и представленный при зачислении в вуз.
С 2010 года Высшая школа экономики и РИА «Новости» проводят рейтинг качества приема в вузы на основе анализа среднего балла ЕГЭ абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в 506 государственных вузах России, среди которых  58 педагогических. В рамках данного рейтинга выявлены вузы страны, к которым проявляется интерес со стороны наиболее подготовленной и креативной части выпускников - победителей всероссийской и других олимпиад школьников. По результатам этого рейтинга  в общем рейтинге вузов России: МПГУ - 172-е место, МГПУ - 187-е место. В рейтинге педагогических вузов России у РГПУ - 3-е место, у МПГУ - 5-е место, у МГПУ - 7-е место. При этом в 2010 году самый высокий в стране балл ЕГЭ имели абитуриенты МФТИ - этот вуз находится на первой строчке общего рейтинга вузов. МГУ занимает в общем списке 7-е место, а РУДН - 87-е место (70,2 балла). Из педагогических вузов, вошедших в общий рейтинг, самую высокую позицию (128-е место) занимает Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ). Заметим, что его балл ЕГЭ - 66,4 - немногим ниже, чем в РУДН. Из московских педагогических вузов наилучший балл ЕГЭ у абитуриентов МПГУ, за ним следуют МГПУ, МГППУ, МГПИ. В 2011 году средний балл абитуриентов, поступивших в педагогические вузы Москвы, был выше, чем в 2010 году. Результаты ранжирования по баллу ЕГЭ позволяют развеять миф о том, что аудитории педагогических вузов заполняют наиболее слабые школьники. Балл ЕГЭ поступающих в педагогические вузы часто выше, чем у абитуриентов крупнейших университетов (например, Национальный исследовательский университет МИСИС, Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина).
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты поставил перед всеми вузами проблему новой организации учебного процесса, в том числе  и для подготовки педагогических кадров. Особую важность приобрели требования к уровню подготовки учителей, способных инициировать поиск эффективных моделей организации и управления учебно-познавательной деятельностью в школе, колледже. Конкурентоспособность и профессиональная компетентность нашего выпускника - требование времени. Это и определило необходимость поиска инновационных методов и приемов обучения, а также адекватных им форм контроля знаний, умений и навыков, полученных студентами компетенций. Необходимо повышение социального статуса и престижа педагогического труда и приведение качества подготовки учителей в соответствие с изменяющимися запросами общества к образованию.
Высшее педагогическое образование столкнулось с новыми серьезными вызовами, определяемыми самой сущностью уровневого образования и его привязкой к потребностям экономики, необходимостью формирования у студентов новых компетентностей помимо профессиональной: иноязычной, социокультурной, информационной, компьютерно-презентационной. При этом профессиональная компетентность остается для педагогических вузов все же основной задачей подготовки будущих учителей. Здесь, к сожалению, приходится констатировать, что новые ФГОС не позволяют нам в полной мере использовать уже накопленный ценный опыт в области подготовки молодых педагогов к своей непосредственной профессиональной деятельности в школе. За годы деятельности  нашего университета важнейшей частью подготовки учителей стала непрерывная педагогическая практика, охватывавшая как минимум три последних года обучения специалиста. Причем на пятом курсе студенты совмещали изучение дисциплин и написание дипломной работы с практической деятельностью в школе, работая там,  как правило, на полную ставку в течение всего года. Это позволило не только обеспечить хорошую профессиональную готовность выпускников нашего университета, но и обеспечить выход подавляющего большинства из них на работу в школу по окончании МГПУ. В существующих стандартах подготовки бакалавров педагогического образования возможность для организации непрерывной педпрактики отсутствует, мы направляем студентов в школу всего лишь на 16 недель в течение 2-4-х курсов. Кстати, 60% участников форума отметили, что такого количества времени для педагогической практики недостаточно.
Понимая серьезность этой проблемы, мы неоднократно обращались в Министерство образования и науки России, к нашим законодателям с инициативой ввести в вузах педагогическую интернатуру, то есть перейти от непрерывной педагогической практики к организации стажировочных площадок на базе образовательных учреждений. Эти площадки должны использоваться в качестве структур для апробации и внедрения лучших образовательных практик, повышения квалификации учителей, практического применения результатов исследовательской деятельности педагогов университета. Мы предлагаем использовать стажировочные площадки для проведения педагогических практик бакалавров и магистров, а также для подготовки магистерских диссертаций. При этом темы магистерских диссертаций, дипломных проектов нужно определять совместно с руководителями площадок и университетом. В Москве в качестве таких стажировочных площадок могут выступить многие из базовых школ МГПУ (их более 400). В этом направлении надо использовать возможности университетского научно-образовательного округа, 25 экспериментальных площадок  в лучших школах Москвы. К сожалению, в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая интернатура не нашла своего отражения.
Между тем стоило бы принять во внимание традиции такой интернатуры в европейском высшем педагогическом образовании, в частности систему референдариата в Германии, ставшего обязательным условием получения свидетельства о высшем профессиональном образовании по окончании вуза и прохождении педагогической практики на месте работы. В нашей стране по такой модели готовят медицинские кадры. Традиции подготовки медицинских работников в российских вузах могут оказаться очень полезными для дальнейшего развития педагогического образования еще в одном отношении: как известно, при каждом медицинском вузе существует своя клиническая база, позволяющая не только организовать практику студентов, но и апробировать новые методы работы, актуальные технологии и идеи.
Решению задачи обеспечения непрерывности педагогического образования  способствует процесс присоединения колледжей к вузам, активно осуществляемый в настоящее время на региональном уровне. Считаю, что такая реорганизация среднего профессионального образования совершенно оправдана, она позволяет сочетать ярко выраженную практическую направленность обучения в педагогических колледжах с глубокой профессиональной подготовкой в рамках бакалавриата и магистратуры в вузе. Присоединение педколледжей, создание сети образовательных учреждений при вузе позволили бы в ближайшей перспективе создать региональные центры педагогического образования на базе именно педагогических университетов.  Очевидно одно: непродуманные решения в деле модернизации педагогического образования недопустимы. Они могут повлечь самые серьезные проблемы в деле подготовки педагогических кадров для регионов России, катастрофические последствия которых мы ощутили бы в ближайшие годы.
   Разнообразные и чрезвычайно существенные аспекты деятельности современного педагогического вуза России позволяют перевести рассуждения о пользе высшего педагогического образования на более высокий уровень и поставить вопрос о подлинной эффективности педагогического образования страны. По моему глубокому убеждению, объединение педагогической общественности способно и должно стать мощным ресурсом в совместном поиске новых путей развития высшего педагогического образования России. Для нас удивительно и непонятно недавнее постановление Правительства РФ о приоритетах в подготовке кадров в высшей школе, среди которых не оказалось ни учителей, ни врачей.

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета, профессор, член-корреспондент РАО