- Не раз предлагали создавать в Москве отдельные школы для детей мигрантов. Как вы относитесь к этому? Надо ли нам это?
- У нас очень много детей просто не знают русского языка. Они приходят в школы и не могут обучаться. Тем не менее мы пошли не по пути создания отдельных школ, так как создание отдельных школ-анклавов - очень опасная ситуация. Вместо этого мы создали сотни классов специальной подготовки русского языка в обычных школах, там, где ребенок может доучить язык, подучить его так, чтобы смог адаптироваться к нормальной среде. Я думаю, что это будет более перспективно, чем создание каких-то отдельных школ.
- Московские чиновники рапортуют, что справились с очередями в детские сады. Вы можете дать совет: в каком возрасте лучше ребенка записывать в детский сад, ставить в электронную очередь?
- Большинство родителей практически с рождения ребенка уже начинают столбить место в очереди в детский сад, куда они хотят прийти, но реально, конечно, дети начинают ходить с 2-3-летнего возраста, потому что в ясельных группах не всегда, к сожалению, места хватает, и дети в этом возрасте очень часто болеют - на самом деле мамам приходится чаще с ними сидеть дома. Но я по-прежнему советую записывать ребенка тогда, когда он родился. На следующий год мы ожидаем приток в дошкольные учреждения еще примерно 70 тысяч детей. Это очень серьезный вызов, серьезная проблема для всех региональных властей - и Москвы, и других городов. То, что мы сняли остроту, я считаю, все-таки большая победа. Задействованы были все возможности - и строительство новых детских садов, и перепрофилирование детских садов, которые использовались под офисы, под различные конторы, создание семейных детских садов.
- В этом году зарплата учителей растет. На ваш взгляд, программа поощрения учителей городом будет как-то развиваться?
- На самом деле мы еще не закончили программу увеличения финансирования школ, она ступенчатая. Полный объем финансирования наступит с 1 сентября 2012 года, но оно уже сегодня дает серьезные результаты: в некоторых школах финансирование увеличилось на 30-40%. К 1 сентября следующего года все школы уже будут выровнены по объему финансирования, дальше должен индексироваться уровень финансирования - так, чтобы поддерживать планочку на высоком уровне. Среднее повышение зарплаты учителей по городу уже составило 20-30%. С 1 января следующего года мы переходим на такую систему, когда бюджетные учреждения будут иметь практически все те же права, что и автономные учреждения, за исключением 94-го закона, но это уже вопрос закупок оборудования, мебели. Во всем остальном те же самые права будут иметь учреждения. Это достаточно большая свобода маневра. Премирование учителей будет зависеть от решения управляющего совета, то есть от самих родителей и учащихся. Это тоже такой революционный шаг.
- Раньше родители в школах долгие годы сидели в родительских комитетах, функции которых сводились к тому, что деньги собирали на цветы учителям, на краску для ремонта. Сейчас они входят в управляющие советы, о которых вы только что сказали. Насколько целесообразно такое участие в управлении школой не педагогов, а родителей? Насколько целесообразно усиление роли родителей именно в управлении школой?
- Без управляющего совета новая система финансирования и организации в школе работать вообще не может, потому что раньше все делалось по смете и указке сверху. Сегодня этой сметы и указки сверху нет. Это означает, что у директора появляются колоссальные возможности - и организационные, и финансовые, но все равно нужен контроль за ним. И контроля со стороны Департамента образования явно недостаточно, должен быть сдерживающий фактор и контроль со стороны родителей. Чтобы директор чего-то не напортачил, не ухудшил ситуацию в школе, должны быть даны права не только директору, но и потребителям, заказчикам услуг. А заказчики услуг в школе - это дети и родители. И они должны обладать адекватными финансовыми правами, а не только быть жертвователями денежек на поездку, на экскурсию.
- Вы не боитесь, что эти управляющие советы, которые получат больше власти, власть в них захватят, извините, вот эти крикливые мамаши, которые есть, мы знаем, и кончится тем, что они будут руководить и директором в том числе?
- Это зависит от нас с вами, от нашей гражданской позиции, как мы ее будем проявлять. А когда это касается наших детей, как правило, все очень активны. Надеюсь по крайней мере.
- Спустя год работы на посту мэра вы можете выделить какие-то отличительные особенности москвичей? Например, по сравнению с сибиряками?
- Коренных москвичей, которые много поколений здесь прожили, в столице не так много. Люди приехали со всей страны, но тем не менее все же есть серьезные отличия. Серьезное отличие заключается в том, что москвичи очень активны. Посещая дворы, встречаясь с людьми, очень мало встретишь равнодушных людей. Даже если в течение двух-трех минут тебе говорят красивые слова, потом начинают, что называется, правду-матку резать, в глаза говорить о том, какие проблемы, как работают чиновники. Это первое. И второе: конечно, уровень образования москвичей намного выше. Здесь просто сосредоточение российской интеллигенции. Это и научные работники, и преподаватели, творческая интеллигенция, журналисты. Это люди, которые имеют по одному, по два образования, которые занимали большие посты в советское время и в постсоветский период. Все-таки структура населения значительно отличается от других регионов, но в этом и сила Москвы, в этом ее потенциал развития. Просто надо уметь это использовать и хотеть работать как раз с таким потенциалом, который определяет будущее столицы и в положительном плане отличает ее от других городов.