- Лев Всеволодович, олимпиада по литературе, как и некоторые другие состязания гуманитарного профиля, принадлежит к числу молодых олимпиад. Удалось ли ей за время своего существования уже обрести какие-то особенности, специфические характеристики?
- Олимпиада по литературе, безусловно, не имеет такой длительной истории, как соревнования по математике или физике. В этом учебном году мы проводим ее лишь в семнадцатый раз. Но я могу уже точно сказать, что основное отличие литературной олимпиады от других определяется тем, что она одна из немногих напрямую связана с искусством. Несмотря на то что наша олимпиада одна из наиболее творческих, она привлекает к себе большое количество школьников. И когда я слышу разговоры о том, что современные дети не любят читать, пренебрежительно относятся к литературе, я, имея за плечами такой олимпиадный опыт, не могу согласиться с этим утверждением.
- Какими способностями обычно обладает участник олимпиады по литературе?
- Я помню еще первые олимпиады, и тогда к нам шли самобытные яркие дети, от самой природы наделенные тонким чувством текста. Теперь почти везде есть специальные курсы подготовки к олимпиадам, поэтому все современные участники необычайно образованны. По уровню знаний они легко могут сойти за студентов филологического факультета. Они великолепно знают проблемы стихосложения, прекрасно разбираются в истории и теории литературы. Определить сложнейший стихотворный размер для них ничего не стоит. В этом есть свое достоинство и свой недостаток. Иногда, конечно, хотелось бы видеть их в более первозданном с научной точки зрения виде.
- Как формулируются задания олимпиады? Они постоянны или из года в год все-таки претерпевают какие-то изменения?
- Можно сказать, что формат заданий с течением времени не меняется. Меняются предпочтения в наполнении заданий. Какие-то авторы выходят на первый план, и их используют достаточно часто, какие-то уходят. В олимпиадных заданиях встречается комплексный анализ прозаического произведения. Привлекают авторов, которых проходят в школе, - А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн и др., но произведение обычно берут из числа не входящих в программу. Кроме того, привлекаются тексты писателей, которые не встречаются в школьной программе. После участникам предстоит провести сравнительный анализ поэтических произведений. В третьем, заключительном туре даются задания на знание текстов, вопросы по связи литературы с другими видами искусства, включаются материалы по биографии писателей. Таким образом, круг заданий достаточно широк.
- А как изменилось количество участников олимпиады?
- Заключительный этап первой олимпиады по литературе проходил в Ярославле в 1995 году, и тогда в нем участвовало всего около 170 человек. Сейчас число участников заключительного этапа превышает 250.
- А победители всероссийской олимпиады имеют возможность поучаствовать в каких-то международных соревнованиях по литературе?
- Сейчас мы ставим вопрос об организации международных соревнований в области литературы. Уже существует олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», куда съезжаются ребята из разных регионов и отвечают на вопросы не только по русской, но и по белорусской литературе и культуре. Тем не менее я считаю, что единственный путь развития олимпиады по литературе - это обретение международного формата. Бывшие республики Советского Союза могли бы в первую очередь влиться в ряды участников соревнования.

Мнение

Павел АЛИКИН, победитель ВОШ по русскому языку 2011 года, выпускник гимназии №17, Пермь:
- Мне очень повезло с учителями, они никогда не отговаривали меня от участия в соревнованиях старшеклассников. Именно поэтому за 2007-2011 годы мне удалось съездить на 13 всероссийских олимпиад по истории и русскому языку, литературе и обществознанию. 10 раз я становился победителем и дважды призером. Благодаря участию в олимпиадах я познакомился со многими интересными людьми, без проблем сдал ЕГЭ (100 баллов по русскому языку и литературе, 98 - по истории) и, наконец, получил право на льготное поступление в вуз.
Сейчас я учусь в Пермском государственном национальном исследовательском университете на историко-политологическом факультете. В дальнейшем хотел бы углубленно заниматься историей российской общественной мысли, прежде всего, консервативной, а также историей русской культуры.
Вообще участвовать в олимпиадном движении очень полезно: человек получает ценный жизненный опыт, а главное - расширяет свой кругозор. Я считаю, что лучше всего при подготовке к олимпиаде по русскому языку самостоятельно изучать необходимую литературу и общаться с опытными «олимпийцами». Различные спецкурсы могут лишь отшлифовать уже подготовленный материал. Ну и, конечно, нужно развивать умение работать с текстами разных типов, терпение и широкую эрудицию, постоянно отыскивать разные интересные и необычные сведения о языке.

Юлия ШУЧАЛОВА, победитель ВОШ по русскому языку 2011 года, выпускница гимназии №4 имени братьев Каменских, Пермь:
- Олимпиада этого года в Ульяновске прежде всего запомнилась мне заданиями: некоторые были очень забавные, а другие - крайне сложные, но интересные, а некоторые так и остались непонятными даже после разбора. Что ж, и такое бывает.
Олимпиада очень помогла мне как выпускнику. Диплом победителя гарантировал 100 баллов по русскому на ЕГЭ. Так одним поводом для волнения стало меньше. Благодаря этому я могла поступить на филологический факультет любого вуза страны. Однако сейчас я учусь в Пермском государственном национальном исследовательском университете на механико-математическом факультете.

Кристина ПУШИЛКИНА, победитель ВОШ по литературе 2011 года, выпускница гимназии №19, Курган:
- Всероссийская олимпиада дала мне возможность поступить в любой вуз страны на факультет, где литература является профилирующим предметом. В моем случае им оказался факультет международной журналистики в МГИМО. Я надеюсь, что благодаря вузу я получу, без преувеличения, специальность моей мечты - журналист-международник со знанием иностранных языков.
Участие в олимпиадном движении подарило мне не только «полета вольное упорство», но и осознание того, что успех приходит только вслед за колоссальным трудом. А подготовка к Всероссийской олимпиаде - это и есть тот самый тяжелый труд. Вообще олимпиада позволяет не только ощутить упоение от собственных побед, но и научиться радоваться победам других. Это особый дух соревнования и глубочайшей взаимопомощи.
И я свято уверена в том, что рядом должен быть такой человек, как мой учитель, это как тренер для спортсмена. Не в том смысле, что нужен тот, кто будет подгонять. Необходим тот, кто будет любить, отдавая всего себя. Тогда и от ребенка будет отдача.