При отборе содержания программы для дошкольников ее составители пытались соотнести знания в области духовно-нравственной культуры с ее пониманием современными детьми.

- Современные дети, - говорит Шевченко, - как и их сверстники прошлых веков, обладают тем же важнейшим нравственным качеством, которое определяется как духовное основание личности. Это качество любви: любви к ближним, способности к сопереживанию, доброты, чуткости, совестливости. Эту особенность личности дошкольников подчеркивали как закономерное явление нравственного развития отечественные педагоги и психологи, охарактеризовав его в методическом оформлении термином «детский мир». Образное, эмоциональное восприятие окружающего мира дошкольниками позволяет представить им духовную культуру как добрый красивый мир материальных и идеальных объектов и отношений, в котором разумно организованы отношения заботы, любви, милосердия, взаимопомощи, радости. Как возник этот красивый мир и кто в нем живет, как были установлены правила доброй жизни людей, какие сложились традиции доброй жизни у наших предков, как в нем живет современный человек (в семье, как относится к Родине, природе, животным), кто научил людей быть добрыми, что такое совесть, для чего люди ходят в храм и чему радуются, какие праздники отмечают? Эти подтемы и раскрываются в курсе.
Программа «Добрый мир» состоит из трех разделов.
В первом разделе даются характеристика программы, ее типологические особенности, цели, задачи, принципы.
Второй раздел включает в себя пояснительную записку, в которой раскрываются концептуальные положения организации психолого-педагогической работы по реализации программы, указываются возможные для планирования результаты духовно-нравственного развития дошкольников.
В третьем разделе представлены методические комментарии к организации форм совместной, самостоятельной, групповой, коллективной работы с детьми.
Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.
В состав комплекта входят методическое пособие, хрестоматия в четырех книгах (для детей) с методическими комментариями для воспитателя, рабочая тетрадь, наглядные и музыкальные материалы. Первая книга называется «Прогулки по дням творения» и рассказывает об устройстве мира. Вторая - «Хорошо - плохо» - посвящена устроению отношений в мире. Третья - «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» - об устроении отношений в нашей жизни. Четвертая - «Чему мы радуемся? Православные праздники» - о ценностях жизни христиан.
Особенность комплекта - интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников. Отбор произведен с учетом стандарта начального образования второго поколения, примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования и науки РФ, экспериментальной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образования. Содержание является дополнением к общей программе обучения и воспитания в детском саду по разделам «Умственное воспитание», «Нравственное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Игровая деятельность», расширяя кругозор детей.
В Московской области разработаны учебные пособия по следующим предметам: «Духовное краеведение Подмосковья», «История Московской области», «Родное Подмосковье».
С 2010 года в Московской области реализуются аналогичные программы в учреждениях начального и среднего профессионального образования и детских садах. На данный момент программа работает в каждом четвертом детском саду Подмосковья.
Все учителя, ведущие предметы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры», проходят курсы повышения квалификации. Всего подобную подготовку прошли 1950 педагогов.
Образовательные учреждения Московской области предоставляют свободу выбора изучения предмета семьей учащихся: родители пишут заявление о предоставлении их ребенку возможности изучать предмет.
- Такая форма работы зарекомендовала себя как наиболее удачная при введении предметов по истории религиозной культуры, - отметила министр образования правительства Московской области Лидия Антонова. - В этом году в министерство не поступало жалоб от родителей и общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях. Сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к другой конфессии, разрешают своим детям посещать уроки духовного краеведения Подмосковья.

Ольга ГОРДЕЙЧИК, воспитатель детского сада №8 в. г-к Арсаки