- Владыка, расскажите, каким образом сегодня идет развитие этих отношений и какие именно программы входят в жизнь школьников и воспитанников детских садов области?
- Говоря о распространении преподавания духовно-нравственных дисциплин в образовательных учреждениях Московской области, хочется прежде всего указать на два основных направления в этой сфере. Первое - это обучение основам православной культуры, которое осуществляется ныне как в средних и средних специальных образовательных учреждениях, так и в детских садах. Второе - курс с региональным историко-информационным насыщением «Духовное краеведение Подмосковья». Все цели, поставленные в рамках названных курсов, решаются благодаря учебно-методическим комплектам, подготовленным доктором педагогических наук Людмилой Леонидовной Шевченко. Совсем недавно мы проводили презентацию ее замечательного пособия для дошкольников «Добрый мир».
- 200-летие Отечественной войны 1812 года и 70-летие битвы под Москвой в 1941-м - это грандиозные события. Какова роль Московской епархии в подготовке к празднованию этих дат?
- Воспоминание о героических событиях в жизни Отечества всегда связано с благодарностью тем героям, которые положили свои жизни за родную землю. Церковь молится об их упокоении в селениях праведных. Вы знаете, что на Бородинском поле находится женский монастырь, основанный для того, чтобы неусыпно совершалось поминовение воинов, павших за Россию. Да и московский Новодевичий монастырь, в 1812 году оккупированный французской армией и чудом спасенный от уничтожения, является местом памяти участников Отечественной войны, многие из них погребены в обители.
- Считаете ли вы, что, отдавая дань памяти участникам этих двух войн, можно всколыхнуть чувства подрастающего поколения?
- Если вы говорите, что патриотические чувства надо всколыхнуть, значит, они отсутствуют? Не могу с этим согласиться. У нас есть замечательная молодежь, которая дорожит и духовными, и историческими традициями России. Другое дело, что есть и равнодушные. К ним, конечно, надо настойчиво обращаться, в первую очередь потому, что они таковы не от некоторой внутренней холодности, а от незнания прошлого своего Отечества.
- Как, по-вашему, воспитать патриотизм в детях? Что способно разбудить в них любовь к Родине - участие в поисковых рейдах, гордость за какие-то достижения соотечественников, комфортная жизнь, возможность расширять свои познания о мире?
- Уверен, что любое воспитание, в том числе и патриотическое, начинается с взращивания в ребенке доброго сердца, что неразрывно связано с постижениями основ веры, православного миросозерцания. Постигнув эти основы, человек не сможет не быть патриотом. Он будет любить Отечество, которое на протяжении веков созидалось людьми, убежденными в абсолютной истинности и спасительности учения Иисуса Христа.
- Удается ли сочетать уважение к прошлому с желанием жить настоящим? И как, по-вашему, это возможно?
- Не вижу здесь противоречия. Настоящее не может существовать в отрыве от прошлого, тем более что само им постоянно и непрерывно становится. Каждый народ имеет историю своего развития, каждый человек - биографию. Отказ и от первого, и от второго можно квалифицировать как болезненное, склеротическое изменение сознания, но не норму.
- Как вы считаете, чем может гордиться Подмосковье сегодня? И чем планирует гордиться завтра?
- Гордость - это то, чего с христианской точки зрения следует избегать. Предпочел бы сказать об имеющихся достижениях и планах на будущее в той области, о которой мы сегодня говорим, - о церковно-школьном соработничестве. Должен сказать, что ни один регион не знал и не знает столь внимательного и доброжелательного отношения губернатора к духовному оздоровлению народа. Борис Всеволодович Громов много лет назад занял однозначную позицию - помогать Церкви в ее просветительской деятельности. Мы также получили постоянного соработника в лице министра образования правительства Московской области Лидии Николаевны Антоновой. На сегодня имеются учебники, подготовлены квалифицированные педагоги, преподавание ведется для всех возрастных категорий учащихся - от дошкольников до выпускников, сформировался календарь совместных массовых культурно-образовательных мероприятий. Все это позволяет говорить о наличии уникального опыта Московской области в духовно-нравственном воспитании и просвещении. Остается только, сохраняя достигнутое, приумножать его.

Статфакт

    В 2007 году в 586 школах в 2430 классах 46203 ребенка изучали предметы культурологической направленности.
    В 2011 году преподаванием предметов культурологического цикла охвачены 100 процентов муниципальных образований: преподавание ведется в 1069 школах для 86250 детей.
    В учреждениях дополнительного образования программы по духовно-нравственному воспитанию изучаются в 109 учреждениях, более 24000 воспитанников охвачены духовно-нравственным воспитанием.
    В 106 учреждениях начального и среднего профессионального образования предметы изучаются в форме уроков и факультативных занятий. Преподаванием охвачено около 12000 обучающихся.
    Программы духовно-нравственного воспитания реализуются в 430 детских садах для 27000 воспитанников.
    Организованы курсы повышения квалификации педагогов по духовно-нравственной культуре на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования. В настоящее время подготовку прошли более 1950 педагогов. В 2011-2012 учебном году предполагается продолжить обучение педагогов школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, воспитателей детских садов.