Ученые давно доказали, что деятельность ребенка-дошкольника всегда проходит через чувства удовольствия и радости. Если есть удовольствие - ребенку это нравится, он готов заниматься этим бесконечно! Нет удовольствия - не нравится, и интерес к этому быстро пропадает. Заставляя его что-то делать без желания, мы только вызываем у ребенка скуку и нелюбовь к музыке. Именно мы, музыкальные руководители, в ответе за то, какой у ребенка будет первая встреча с музыкой. От этого зачастую зависят и будущие взаимоотношения взрослого человека с музыкой. Дать творить на музыкальных занятиях моя главная цель.

Как научить малыша любить музыку? Как сделать занятия интересными и увлекательными? Как посредством музыки развить все необходимые в дальнейшем качества ребенка? Ответ прост. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование) поможет педагогу в решении таких задач, как развитие музыкально-художественной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку и музыкальности детей; приобщение к музыкальному искусству.
Давно уже проверено практикой, что в музыкальном зале самым интересным для ребенка будет игра на музыкальном инструменте, пусть даже самом простом и незатейливом. Только на музыкальных занятиях ребенок может услышать, как идет дождь, играя на металлофоне или треугольнике, или как шуршат листья под ногами, играя на простой пластмассовой коробочке с крупой внутри. Ребенок учится общаться без слов только через музыкальные звуки, которые он может извлекать из инструментов. Например, играя на звуковысотных колокольчиках, дети с удовольствием передают разговор сосулек на карнизе, а подобрав различные шумовые инструменты, с удовольствием сочиняют свою сказку, которую потом демонстрируют родителям на празднике, вовлекая и их в этот творческий процесс. На занятиях мы стараемся постоянно находить радость в коллективном творчестве. Дети преображаются на музыкальных занятиях: превращаются в золотых рыбок, гномов, умеющих колдовать и творить чудеса, в бабочек и жуков, понимающих язык цветов. Часто это превращение озвучено подходящим музыкальным инструментом, который дети выбирают сами. Но может ли ребенок вот так просто взять и начать творить, придумывать музыку? Конечно, нет! К этому я иду маленькими шагами, радуясь каждому незначительному успеху детей. Любой крошечный росток творческой мысли я стараюсь заметить и оценить.
С чего же начать обучение детей игре на детских музыкальных инструментах? На начальной ступени обучения главная цель - формирование определенных представлений и понятий о музыке в целом. Ребенок должен понять, что музыка - это не просто хаотичный набор звуков, а упорядоченный и осмысленный цикл. Развивая чувство ритма и звуковысотный слух на этом этапе работы, мы должны дать детям практические навыки игры на простейших шумовых музыкальных инструментах для их дальнейшего самостоятельного использования. Важно показать, как можно играть на том или ином музыкальном инструменте, рассказать, что музыка живет в каждом из них и бывает разная. Главный принцип здесь, как и во все педагогике, - от простого к сложному.
Рассказав и показав, как можно играть на том или ином музыкальном инструменте, на следующей ступени обучения важно дать каждому ребенку попытаться проявить свое творчество через полученные знания и умения. Порой дети придумывают совершенно необыкновенное звукоизвлечение из музыкального инструмента, очень важно это оценить и понять. Если ребенок получил положительную оценку своей деятельности, то счастью его нет конца. Он уверен в себе! Он горд собой! На следующем занятии он обязательно проявит себя опять, потому что будет стараться получить удовольствие и радость от общения с музыкой. На этом этапе есть уникальная возможность комбинировать различные способы игры, варьировать и украшать, фантазировать и переделывать - этому процессу нет конца. Этот этап работы самый важный в формировании творческой личности. К нему необходимо постоянно возвращаться. Но процесс даст свои плоды только тогда, когда каждый ребенок будет активным его участником, а не сторонним наблюдателем. Вот это надо всегда помнить!
Часто музыкальное произведение, исполняемое на занятиях, приобретает определенные формы, ритмы конкретных инструментов, набор конкретных инструментов и становится конечным вариантом. Эта форма музицирования представлена, как правило, на праздничных утренниках и бывает самой любимой, потому что каждый ребенок внес свой вклад в создание этого произведения. Дети получают необыкновенное удовольствие от исполнения такого музыкального произведения в ансамбле вместе с педагогом. Но добиться этого можно, только пройдя благополучно первую и вторую ступени, только тогда не будет тревог и волнений, если кто-то из детей заболел, потому что каждый из них знает любую партию в оркестре и может сыграть на любом инструменте. Часто дети сами договариваются, кто на каком инструменте сегодня играет. Такой конечный вариант музицирования мы с радостью представили в этом году на нашем окружном фестивале детского творчества «Хрустальная капелька», проводимом ежегодно Восточным окружным управлением образования, и стали победителями. Я думаю, что именно последовательная работа дала такой высокий результат, который по достоинству оценило компетентное жюри.
На проводимом мною мастер-классе для музыкальных руководителей ВАО по обучению детей игре на музыкальных инструментах мои коллеги пожаловались, что инструменты слишком дороги и у них нет возможности заниматься элементарным музицированием. Но ведь достаточно дать детям в руки простые ложки, бумажки, которые, кстати, тоже могут звучать по-разному (в зависимости от толщины и фактуры), незатейливые рыболовные колокольчики, бусы, которые превосходно шуршат, металлические предметы, расчески, пуговицы, вообще все, что издает звук, и ваш оркестр уже готов. Шумовой оркестр, который можно создать в любом детском саду, даже не имея дорогих инструментов, уже решит множество задач, поставленных музыкальным руководителем. Ведь игра на таких инструментах приносит детям огромное удовольствие. Научившись этому на музыкальных занятиях, дома они могут повторить это вместе с мамой и папой, создать домашний импровизированный оркестр. А что может быть лучше для педагога? Если ребенок «принес» музыку домой, значит, вы сегодня работали отлично и выполнили все поставленные задачи.
Только на музыкальных занятиях дети получают огромный опыт, который будет им нужен в повседневной жизни. Это прежде всего опыт творчества, опыт самовыражения, опыт быстрого реагирования и спонтанности, очень необходимый опыт слушателя, исполнителя и композитора, опыт актерского мастерства и ораторского искусства. И весь этот опыт дети получают там, где серьезно занимаются элементарным музицированием. Приобретая такой ценный опыт еще в детском саду, ребенок идет в школу более уверенный в себе.
Очень хочу, чтобы музыкальные руководители не боялись этого вида деятельности, а более широко внедряли его в свою работу. Но такие занятия требуют от самого педагога творческого подхода, умения самостоятельно и инициативно подходить к данному процессу. Программа Т.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» дает возможность всем музыкальным руководителям детских садов творчески подойти к такому сложному и увлекательному виду деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах, а общение с этим талантливым педагогом на семинарах окрылило и вдохновило многих музыкальных руководителей.
Музыкальным руководителям важно помнить, что музыкальные занятия в детском саду должны не только всесторонне развивать ребенка, но и приносить ему огромное удовольствие и радость от общения с музыкой. Давайте «влюбим» всех детей в музыку - наш мир будет добрее и лучше!

Ольга МИТИНА, музыкальный руководитель детского сада комбинированного вида №1010