Театрально-художественный колледж №60 имеет устоявшиеся десятилетиями традиции подготовки высококвалифицированных кадров, среди которых немало заслуженных работников культуры, членов СТД, лауреатов театральных и кинопремий. За время работы колледжа были подготовлены более 7000 специалистов, работающих на творческих и руководящих должностях в организациях культуры и искусства города Москвы и РФ.
С первого дня основания театрально-художественного колледжа №60 существует художественно-бутафорское отделение. За это время сложилась богатая традициями и опытом система обучения художников-бутафоров. Театральная бутафория - важная часть оформления спектакля. Бутафорские объекты - предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуру, детали архитектуры и мебели, военные доспехи, оружие, деревья, кусты, цветы и растения, животных, птиц и другие разнообразные предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времен и народов, определенный художественный стиль, помогающие создать необходимую атмосферу спектакля. Бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих настоящие предметы материальной культуры из таких различных, часто дорогих материалов, как бронза, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолика, хрусталь, стекло, имеющих в первую очередь декоративное назначение.
В театральном спектакле или кинофильме предметы бутафории, будь то кинжал в богатой драгоценной оправе, рыцарский шлем или щит, декоративная ваза, канделябр, трон или статуя, помогают создать особую атмосферу спектакля, выстроить мизансцены. Театральная бутафория помогает актерам лучше передать смысл роли, а зрителям ярче представить время и место действия, происходящего на сцене. Она неотделима от содержания спектакля, это важнейшая часть оформления спектакля наряду с декорациями, светом, костюмом, гримом, музыкой.
Профессия художника-бутафора - одна из интереснейших профессий. О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов - газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, оцинкованной жести, поролона - любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи. «Художник-бутафор» - очень многогранная профессия, так как этот специалист должен владеть сразу несколькими ремеслами, например, ему требуются слесарные, плотницкие, столярные навыки обработки разных материалов. Студенты овладевают навыками обработки дерева и металла на токарном и сверлильном станках, продольной и поперечной распиловки древесины с помощью ножовок и лобзиков, работы на ручном рубанке и электрорубанке, обтачивания деталей на электроточиле, механической обработки древесины и металла напильниками, стамесками, резцами, электропайки деталей из жести и проволоки, тиснения по фольге или жести с помощью специальных инструментов для чеканки по металлу, различными технологиями изготовления изделий из папье-маше, мастики и картона.
Студентам также нужны навыки изготовления бутафорских изделий из фактурных тканей, пенопласта, пластических масс, оргстекла, поролона, ревультекса, древесных опилок. В программе обучения задания по выполнению декоративных растений, овощей и фруктов, птиц, рыб, зверей, карнавальных и ритуальных масок, посуды, светильников, холодного и огнестрельного оружия, доспехов, шлемов, щитов, уличных фонарей, светильников, корзин, шляп, книг, орденов, медалей, бижутерии и многого другого.
Художнику-бутафору также необходимо владеть живописью, рисунком и композицией для создания эскизов и технических чертежей бутафорских объектов и для имитации с помощью росписи на изделиях театральной бутафории из папье-маше, мастики, дерева различных фактур, таких, например, как позолоченная бронза, серебро, тисненая кожа, фарфор, поделочные цветные камни и т. п. Чтобы выполнять даже не слишком сложные бутафорские объекты, требуется также владение скульптурными навыками лепки.
На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, уметь вылепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе, скульптуру анималистического характера. Итоговое задание - воспроизведение объемной скульптуры или рельефа по фотографии, репродукции или по эскизу с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.
На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в технике акварельной и масляной живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.
Часто бутафорское изделие приходится изготовлять одновременно из нескольких материалов, самостоятельно продумывать технологию и процесс его изготовления, подбирать необходимые материалы. Например, пистолет XVIII века может быть изготовлен из металла и дерева. Из металлической трубки делаются ствол, замковый механизм, спусковая скоба и спусковой крючок, из дерева - рукоятка и ложе ствола. С помощью орнаментальной резьбы и росписи в пистолете воспроизводится определенный художественный стиль, имитируются дорогие породы древесины, инкрустация серебром и т. п. Канделябр XVII века может быть выполнен из проволочного каркаса и папье-маше и расписан под позолоченную бронзу. Возможности театральной бутафории практически неограниченны. Художник-бутафор должен также обладать смекалкой и изобретательностью, для того чтобы придумать наиболее рациональную конструкцию изделия, подобрать наиболее подходящие материалы для данного изделия, сделать его достаточно прочным и функциональным.
С 1961 г. наряду со специальностью «художник-бутафор» на художественно-бутафорском отделении существует также специальность «художник-технолог по куклам», в которой разнообразные навыки по обработке разных материалов, которыми владеет художник-бутафор, применяются для изготовления кукол, бутафории и декораций кукольного спектакля.
На практических занятиях по технологии кукол студенты учатся изготавливать различные виды театральных кукол - перчаточных, тростевых, теневых, ростовых, марионеток, кукол кино, авторских, сувенирных из дерева, папье-маше, картона, ткани, поролона, синтетических материалов. Художник по куклам в первую очередь должен владеть секретами механики различных видов театральных кукол и кукол кино, поскольку именно механика куклы (движения головы, глаз, бровей, рта, туловища, рук, ног) играет важнейшую роль в создании динамики образа и персонажа, раскрытии его функциональной нагрузки.
Например, самые простые по своему устройству перчаточные куклы рассчитаны на быстрые динамичные движения и наиболее подходят для комических персонажей, таких как русский Петрушка или английский Панч.
У тростевых кукол движения плавные, неспешные или резкие, динамичные. Они часто используются для образов величественных, романтических, как куклы спектакля «Волшебная лампа Аладдина» ГАЦТК. Такие куклы управляются тростями, идущими к рукам, и особой тростью, идущей к голове, - гапиту, на котором закрепляется механика управления деталями лица куклы. Тростевые куклы могут быть довольно сложны по механике. В этом случае ими управляет сразу несколько кукловодов. Так, в спектакле ГАЦТК «Необыкновенный концерт» куклой Цыганка управляют одновременно шесть актеров.
Самой сложной по своей механике является кукла-марионетка, управляемая сверху кукловодом с помощью нитей. Движения куклы-марионетки наиболее уподоблены движениям человека. Не случайно театр марионеток часто имитирует театр драматический, а кукла-марионетка - живого актера. Собрать такую куклу, чтобы она правильно и гармонично двигалась, - целое искусство. Марионетка управляется нитями или штоками из проволоки, прикрепленными непосредственно к рукам кукловода или деревянной ваге. У марионеток может быть большое количество нитей управления, чем больше нитей, тем натуральнее и совершеннее движения куклы.
Художник по куклам должен уметь изготавливать из дерева, папье-маше и металла детали куклы и элементы ее конструкции, владеть технологией резьбы и росписи, навыками конструирования и сборки куклы, подбора тканей и пошива и отделки костюма для куклы, который играет важнейшую роль в характеристике образа и должен сочетать в себе достоверность, сказочность и условность.
Помимо практических занятий по специальности, среди которых также «Театральный макет», «Декорационная живопись», студенты художественно-бутафорского отделения изучают ряд профилирующих теоретических спецдисциплин - «Пластическую анатомию», «Историю театра», «Историю изобразительного искусства», «Историю материальной культуры», «Историю игрушки, куклы и кукольного театра».
Студенты проходят производственную практику в цехах московских театров и студий. Дипломные работы студентов - это театральная бутафория, декорации и куклы, выполненные в мастерских театров и киностудий и непосредственно задействованные в постановках. Такой глубокий и основательный подход к освоению профессии позволяет выпускникам театрально-художественного колледжа №60 стать специалистами широкого профиля в области оформительского искусства.
В нашем колледже учатся редким профессиям, но всех объединяет одно - любовь к театру. Для начала обучения это самое необходимое условие!

Инесса ГЕННИС, преподаватель театрально-художественного колледжа №60