Современный театр стал театром режиссерским, и имена режиссеров определяют концептуальную палитру театральной Москвы. Достаточно упомянуть имена Олега Табакова, Юрия Соломина, Галины Волчек, Марка Захарова, Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, Романа Виктюка, Анатолия Васильева, вспоминаются знаковые в Москве театры и спектакли, но самое главное - символически проявляются театральные школы, которые обогащают мировую театральную культуру. Жизненные циклы в искусстве продолжаются, из одних школ вырастают другие, и современные имена достойно продолжают плеяду шедевров театрального искусства, рожденных в театральной Москве с именами Юрия Григоровича, Олега Ефремова, Анатолия Эфроса, Юрия Любимова. Известные театральные профессии - актер и режиссер, поэтому ежегодно конкурс в театральные институты столицы растет, и тысячи абитуриентов штурмуют рейтинговые РАТИ, Школу-студию МХАТ, старейшие театральные училища - вузы, известные в народе как Щепкинское и Щукинское.
Возможно, в массовом штурме театральных вузов проявляется феномен мифа о легкости актерской карьеры и поиска молодыми публичной славы, а может быть, издержки профориентационного информирования о разнообразии профессий создают для абитуриентов ограниченный список театральных профессий, состоящий только из профессии актера.
Театральных профессий множество! Ведь театр - искусство коллективное и синтетическое, спектакли создаются профессиональным трудом художников-декораторов, композиторов, бутафоров, костюмеров, гримеров, звукорежиссеров, осветителей, администраторов... И все эти профессии по сути творческие, но связаны с технической стороной организации сложного театрального производства.
Хочу напомнить всем о существовании в Москве еще одной уникальной театральной школы, без которой ни один театр не может работать, - это театрально-художественный колледж №60, который в разные времена назывался по-разному, но уже на протяжении восьми десятилетий готовит осветителей сцены, машинистов-декораторов, бутафоров, гримеров и костюмеров для театров Москвы.
Московские театры с этим колледжем на вы не только в силу уважительного отношения к возрасту, просто без уникальных кадров, которые готовят в театрально-художественном колледже, московские театры зависнут в длительном антракте. Взаимодействие у колледжа с театрами давнее, отлаженное, ведущие театры Москвы - социальные партнеры и работодатели. Государственный академический Большой театр, Государственный академический Малый театр, Государственный академический театр Советской армии, Театр оперетты, театр им. В.И.Немировича-Данченко, театр им. С. Образцова, театры имени Е.Вахтангова, имени М.Н.Ермоловой, Ленком, киностудии «Ви-Джи-Ви», «Оранжевый бегемот», «Воскресенье», «Пилот», Центра национального фильма, студии «Анимос», ПТ «Киностудия Аргус & Ко. Интернейшнл»; кинокомпании «Мастер-фильм», школы-студии «Шар», кинокомпании «Мастер-фильм», телеканала «Россия» - вот далеко не полный список тех, кто сотрудничает с колледжем. Собственно говоря, в этих организациях культуры и работают выпускники театрально-художественного колледжа. Это их славным и талантливым трудом создается волшебный мир закулисья, это благодаря им движется занавес, с первыми лучами софитов оживают театральные подмостки. Зрительское воображение поражают декорации и костюмы, театральный грим, открывающий новый сценический образ исполнителей. Они не выходят на поклон, эти волшебники закулисья, но без них невозможен ни один спектакль, ни один антракт, ни одна премьера.
В настоящее время в театрально-художественном колледже №60 можно получить начальное и среднее профессиональное образование по специальностям «мастер по цифровой обработке информации», «художник-технолог по гриму с углубленной подготовкой», «художник-технолог по куклам с углубленной подготовкой», «художник-технолог по бутафории с углубленной подготовкой», «художник-технолог по костюму с углубленной подготовкой», «дизайнер», «техник по световому оформлению спектакля», «техник по звуковому оформлению спектакля», «техник по оборудованию сцены», «художник-технолог по гриму», «художник-декоратор».
Понятно, что в силу кровной связи и родства с театром театрально-художественный колледж отличается «лица необщим выраженьем». Театрально-художественный колледж многолик, каждая специальность открывается новой театральной маской, отзывающейся на новые запросы развития искусства, культуры, массовых коммуникаций.
Есть у театрально-художественного колледжа еще одно уникальное лицо - анимационное. Ведь это единственное в Москве государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов со средним профессиональным образованием в сфере мультипликации (анимации) по специальности «художник-мультипликатор». Именно поэтому самые продвинутые в анимации современные художники и режиссеры начинали свой профессиональный путь в стенах альма-матер среднего профессионального образования. Список имен огромен, достаточно упомянуть такие имена, как Марина Тябут, Василий Шевченко, Екатерина Захарченко, Надежда Лемина, Наталья Дрожжа, Татьяна Плотникова, Дмитрий Кучвальский, Александр Линьков, Роман Козич, Светлана Зимина, Сергей Кирякин, Татьяна Подгорская, Павел Настанюк. Если имен недостаточно, можно вспомнить такие анимационные произведения, которые чаще по-семейному тепло мы называем любимыми мультиками: «Иван и Митрофан во дворце», «Белка и Стрелка. Космические собаки», «Моя жизнь», «История кота», «Про барана и козла», «Иван и Митрофан на стадионе», «Щелкунчик», «Оська-святой», «Собачья дверца», «Слондайк», «Моя прекрасная няня» и другие, созданные выпускниками колледжа Инной Евланниковой, Натальей Березовой, Натальей Мальгиной, Артуром Толстобровым, Денисом Цыбулькиным, Артемом Лукичевым, Дмитрием Лазаревым, Дмитрием Куприяновым, Максимом Поляковым.
Колледж развивается в русле времени, тесно сотрудничает с работодателями, ориентируется на современные технологии кинопроизводства, именно поэтому совместно с ПТ «Киностудия Аргус & Ко Интернейшнл» создана и действует студия анимации, на базе которой студенты колледжа проходят производственную практику с перспективой дальнейшего трудоустройства.
Добавить к масштабным замыслам подготовки кадров для театральной Москвы нечего. Только одно пожелание - чтобы во всех театральных афишах и программках, титрах кино-, теле- и анимационных проектов было бы добавлено: «Сделано выпускниками московского театрально-художественного колледжа №60». Ибо это равно знаку качества: «Сделано с умом, талантом, творчеством и вдохновением»!