Каждый учитель использует свои методы организации учебного процесса, в моей работе ведущими стали методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, проектные, исследовательские. Эти методы я применяю на своих уроках, используя общеклассные, групповые и индивидуальные формы обучения. Развитию творческих способностей способствует создание на уроках ситуации успеха, атмосферы радости, творческого микроклимата, взаимной поддержки и уважения. Для этого необходимо делать акцент на творческие находки и решения учеников, указывать на все лучшее, что есть в работе, и только после того, как они поверят в свои силы, указывать на недостатки и погрешности. На уроках технологии и на занятиях в системе дополнительного образования учащиеся выполняют те виды работ, которые интересны им самим. На уроках по моделированию и конструированию одежды ученицы разрабатывают и изготавливают те модели, которые сами с удовольствием будут носить. Развивать творческие способности легче через интересные задания, поэтому я разработала упражнения (кроссворды, тесты, шаблоны для эскизирования), при объяснении нового материала использую различные наглядные пособия, изготовленные самими учениками (альбомы с кулинарными рецептами, плакаты с вариантами интерьера, образцы швов и различных швейных узлов). Раздаточный материал (инструкционно-технологические карты, таблицы самооценок, рецептурные карты) разрабатывают и учащиеся, они с удовольствием выполняют этот вид работ, когда узнают, что по пособиям, изготовленным их руками, будут учиться младшие школьники. Для расширения личного опыта школьников я всегда акцентирую их внимание на том, в каких жизненных ситуациях могут быть использованы полученные на уроках знания. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает, тем значительнее и репродуктивнее при других равных условиях будет его творческое воображение. При изучении таких тем, как конструирование и моделирование, я использую современные информационные технологии, которые дают возможность заинтересовать учащихся в том, чтобы при единой для всех теме создать оригинальное изделие с соблюдением изученных правил. Тема и правила исполнения едины для всех, а вариант работы у каждого свой. Я постоянно напоминаю ребятам, что все работы должны быть выполнены грамотно, с соблюдением технологии, так как грамотность - это правило, а знание правил и умение их применять на практике дают мастерство. В работе не надо идти по пути творческой фантазии без грамотного воплощения ее в конкретном изделии. Я объясняю своим ученикам, что красиво и качественно выполненная вещь может принести удовлетворение и радость. Участие в выставках, концертах, олимпиадах, защите творческих проектов имеет большое учебно-воспитательное значение, так как представленная работа всегда результат самостоятельно созданного творческого продукта.
Учебное время, к сожалению, ограничено, поэтому занятия в системе дополнительного образования - необходимая составляющая в воспитании учащихся и развитии их способностей. На этих занятиях чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулирует использование различных видов и форм коллективной деятельности. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс творчества. Коллективная работа по созданию изделий предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха.
Занятия на уроках технологии и в системе дополнительного образования представляют собой творческую деятельность по художественной обработке различных материалов. В процессе работы учащиеся открывают целый мир эстетических переживаний. Материалы, с которыми работают школьники, будят фантазию, приобщают к активной творческой деятельности по законам красоты, превращаясь в их руках в редкие по красоте и своей уникальности изделия.

Л.ПУГАЧЕВА, учитель технологии ЦО №491