Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 75% учебного времени отдано практической работе. Именно в учебных мастерских общеобразовательных школ закладывают основы работы с ручными инструментами и на швейном оборудовании, прививают ученикам интерес и любовь к самостоятельному выполнению технологических приемов и операций, приучают к дисциплине, организованности, воспитывают у детей потребность в качественном выполнении порученной работы. На основе полученных теоретических знаний учащиеся осваивают движения, приемы и способы выполнения технологических действий и операций.
Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний? Уверена, каждый из нас постоянно задает себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег. Нет и не может быть двух школьников (не говоря о целом классе), обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления. Следовательно, каждому из нас постоянно нужно создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психофизических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
Начиная каждый новый учебный год, задаю себе вопрос: кто такой мой ученик? Он прежде всего человек в возрасте 11-14 лет.
Чему учит мой предмет? Он формирует творческое мышление, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей. Я должна вооружить своих учеников необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками, посредством материальной технологии сформировать у них логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Как можно добиться лучшего усвоения знаний моими учениками?
В своей работе я использую различные технологии, но приоритетно для меня личностно ориентированное обучение.
Я постаралась систематизировать уже накопленные сведения об этом подходе и на этой основе расширить границы его использования.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся я использую задания трех уровней:
- первый уровень - объяснительно-иллюстрированный: ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в представленных к уроку материалах;
- второй уровень - репродуктивный: учащиеся применяют знания и умения по образцу;
- третий уровень - частично поисковый и исследовательский: учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации.
Эти уровни и соответствующие им методы я использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания, посильные для себя, чтобы успешно с ними справиться. Как правило, девочки справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Технология «ЛОО» позволяет оценить деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, дает оценку (поощрение) на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем его ошибки. Отметка, выставленная ученику, должна аргументироваться по таким параметрам, как правильность, самостоятельность и оригинальность.
Контроль уровня обученности должен быть направлен только на выявление достижений, вызывать у учащихся желание продемонстрировать свои способности, поддерживать в них чувство успеха и мотивировать к дальнейшему изучению предмета.
Урок - та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагают знания, но и раскрывают, формируют и реализуют личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно ориентированный урок.
Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Хорошие результаты были получены при реализации личностно ориентированного подхода в обучении по разделу «Рукоделие» в 6-м классе на уроке по теме «Изготовление тряпичной куклы». На уроке было предложено несколько вариантов по изготовлению тряпичной куклы, которые отличались различной степенью сложности. Учащиеся могли самостоятельно выбирать уровень сложности практической работы. В результате все они справились с выбранным заданием, то есть каждый смог выполнить тот проект, который был ему по силам.
Такой подход позволяет каждому ученику стать успешным, помогает развивать творческие способности учеников и их интеллектуальный потенциал, что в конечном счете помогает повысить интерес учеников к изучаемому предмету. Этот метод помог мне заинтересовать учащихся темой «Изготовление тряпичной куклы» в разделе «Рукоделие» в 6-м классе на несколько лет самостоятельного изучения.
Впоследствии одна из моих самых успешных учениц выполнила под моим руководством проект по изготовлению народной куклы и победила на Международном конкурсе-фестивале «Одаренные дети» с проектом «Народная кукла».

С.СОЛОВЬЕВА, учитель технологии ЦО №1408