Еще свежи в памяти дебаты вокруг проекта нового стандарта старшей школы, согласно которому предполагалось сделать обязательными для изучения четыре предмета: «Россия в мире», «ОБЖ», «Физическая культура» и «Индивидуальный проект» (остальные дисциплины школьники должны были выбирать по своему усмотрению). Негативная реакция общественности по этому поводу была понятной и предсказуемой. Суть значительного количества откликов, размещенных в сети «Интернет» от лица педагогический общественности, учеников, родителей, сводилась к тому, что обязательными должны быть совсем другие предметы: русский язык, математика, литература, история... Проект вернули на доработку, однако в памяти у многих закрепился стереотип, что ОБЖ - это конкурент правильным, по-настоящему нужным дисциплинам. Долой его? Подобные ситуации, несомненно, подрывают престиж ОБЖ. Престиж, который и без того не очень-то высок.
Основная причина такой ситуации, на мой взгляд, кроется в незнании концепции предмета и его реального содержания. Как заметил один коллега, многие родители, представители администрации образовательных учреждений, а порой и сами преподаватели представляют ОБЖ либо смесью гражданской обороны, доврачебной помощи и основ военной службы, либо набором поведенческих алгоритмов на случай чрезвычайных ситуаций. И это невзирая на то что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» создан для подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, для выработки навыков рациональных действий в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях.
Новых опасных ситуаций в нашей жизни действительно достаточно. Так как же мы учим детей противостоять им? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Московскому базисному учебному плану (нас интересует пояснительная записка - приложение к приказу Департамента образования от 11.05.2010 №958 с учетом редакции согласно приказу от 04.05.2011 №327).
Раздел, посвященный региональной специфике Московского базисного учебного плана, в числе прочих своих особенностей называет поддержку практики интегративного изучения отдельных предметов. Также говорится о том, что интегративное преподавание той или иной школьной дисциплины не должно вести к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине. В этой связи обратим внимание на то, как должны преподавать основы безопасности жизнедеятельности в основной школе.
Нормативный документ указывает, что «учебный предмет «ОБЖ» в 5-9-х классах может изучаться на интегрированной основе или как отдельный предмет за счет часов «Истории и обществознания», «Естествознания», «Физической культуры», «Технологии» и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения ОБЖ не менее 136 часов». Главное здесь - разделительный союз «или», он же неизменный признак двоякого толкования. Как только появляется «или» - появляется право усмотрения. Его можно выразить, например, следующей формулой: сделаю так, как сочту нужным, и все это будет по закону.
Для предмета «ОБЖ» маленькая часть речи сыграла немаленькую роль: в основной школе самым активным образом стали применять интеграцию. Возможность преподавать ОБЖ как отдельный предмет за счет часов истории и обществознания, естествознания большинство образовательных учреждений проигнорировало. Хорошо это или плохо? Это закономерно. У самих преподавателей ОБЖ отношение к интеграции неоднозначное. Некоторые считают ее позитивным явлением. Многие не принимают всерьез. Кто прав? Истина, как всегда, посередине.
Чтобы интегрированное преподавание было эффективным, нужны сонаправленные усилия преподавателя ОБЖ и тех педагогов, которые будут на своих уроках осуществлять интеграцию. Учителя, вовлеченные в процесс, должны обладать соответствующей высокой квалификацией, желанием и умением работать совместно, иначе мы будем обречены на неэффективность и формализм.
Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение учащимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий по совокупности предметов, обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач образования. Сюда же можно отнести формирование общей культуры школьников на основе знаний, относящихся к отдельным областям.
В этой связи уместно заметить, что авторы современных программ и учебников обходят вниманием интеграцию. Количество учебной литературы в этой области невелико, что не может не сказаться на общем качестве преподавания предмета в основной школе.
Согласно Московскому базисному учебному плану в 10-11-х классах предмет «ОБЖ» изучают как самостоятельный с учебной нагрузкой 68 часов на два года обучения. В 10-х классах дополнительно вводят обязательное проведение учебных (пятидневных) сборов по основам военной службы (35 учебных часов).
По сравнению со средней школой, изучение ОБЖ в 10-11-х классах регламентировано императивно. Однако жесткая регламентация не универсальное средство решения проблем. Результативность изучения ОБЖ в старшей школе напрямую зависит от того, насколько успешным было обучение на предыдущей ступени. А предыдущая ступень - это целая жизнь. Хорошо, если она была содержательной, в противном случае преподавателю придется совершить невозможное: ликвидировать у школьников пробелы в знаниях, накопившиеся за пять прожитых в покое лет, и обеспечить качественное преподавание предмета в соответствии с программой. Гвоздь этой программы, если так можно выразиться, учебные сборы по основам военной службы для десятиклассников. Именно учебные, а не военные, как их иной раз незаслуженно называют. Как и положено масштабному практическому действию, сборы требуют больших организационных усилий и финансовых средств, но даже и их порой недостаточно для того, чтобы достигнуть запланированного результата.
Что я имею в виду? Ну например, план проведения учебных сборов предусматривает выезд в воинскую часть. Это важный пункт программы, поскольку где же еще, как не в воинской части, юноша может реально ощутить специфику армейской службы. От школы к месту дислокации автобус едет около двух часов, иногда больше: сие есть объективная реальность, обусловленная спецификой дорожного движения в нашем городе. Обратная дорога, естественно, тоже требует времени... Таким образом, на постижение азов военной службы остается порядка трех часов. Чтобы уложиться в расписание, приходится работать в высоком темпе. Растет скорость - теряется качество. Или такая вот ситуация: у школьников занятие по огневой подготовке, ключевой момент учебных сборов. Пройдены все инструктажи, порядок действий отработан на практике, есть автоматы, патроны, желание попасть в мишень, но нет одного - разрешения руководства полигона на открытие огня. Причина внезапной задержки неизвестна, да никто и не собирается ее объяснять... После нескольких безрезультатных переносов по времени стрельбы отменяют. Наверное, у полигонного начальства причина для такого решения все-таки была. Может быть, весьма уважительная... Но даже если и так, вряд ли это обстоятельство сможет приукрасить первое впечатление об армии, полученное школьниками в этот день.
Основы безопасности жизнедеятельности - предмет, в котором в значительной степени присутствует практическая составляющая. Многие изучаемые темы предполагают закрепление полученных знаний в ходе отработки навыков действий в той или иной ситуации. Ситуации эти моделирует учитель, пользуясь соответствующими методическими разработками и рекомендациями. Однако одних разработок мало: нужна соответствующая материальная база. И база эта начинается с кабинета ОБЖ.
Значимый признак кабинета ОБЖ не столько табличка на двери, сколько наличие специально оборудованного класса, в котором проводят занятия, и лаборантской комнаты, где хранятся наглядные пособия, учебная литература, отчетная документация и прочее имущество. Понятно, что не каждая школа может позволить себе такой кабинет. Неравенство образовательных учреждений в части материального обеспечения - факт свершившийся. Но дело даже не в этом. В брошюре «Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении» (издание 2007 г., авторы Н.Крючек, С.Миронов, Б.Мишин) написано, что разнообразие условий, в которых находятся общеобразовательные учреждения, предполагает различные подходы к оснащению кабинета ОБЖ необходимыми учебно-наглядными пособиями, аудиовизуальной техникой и другим оборудованием. Их состав и виды определяют принятая общеобразовательным учреждением учебная программа, состояние учебно-материальной базы и финансовые возможности. Все верно. Особенно про финансовые возможности. Но соглашаться с этим почему-то не хочется. Человеческая жизнь - ценность непреходящая, абсолютная. Она заслуживает отдельной строки в бюджете расходов.
Вспоминаю случай: на этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ группа учеников из одной школы показала глубокие знания в теории, но весьма посредственные в практике - все попытки разобрать и собрать автомат окончились неудачей. Причина: в школе нет ни одного массо-габаритного макета. Ситуация без комментариев.
И все же... Несмотря на значительное количество проблем, сквозь которые пробивается предмет ОБЖ, он продолжает оставаться значимым в общей системе отечественного образования во многом благодаря тем преподавателям-организаторам ОБЖ, которые относятся к своей миссии ответственно и искренне. Примерно так написал в своем эссе один из участников Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания:
«...Учение» детей премудростям науки побеждать в борьбе со вселенским и бытовым злом, со стихией, болезнями, непредвиденными обстоятельствами - в этом мне видится смысл моей преподавательской работы. Смысл, который понятен каждому человеку, любящему не только себя и деньги, но и Родину - не «Нашу Рашу», а Россию, которую все время кто-то хочет не то «оптимизировать», не то подменить...
Главная ценность, во имя которой реализуется мое педагогическое кредо, - это человеческая жизнь. Я учу детей не только тому, как сделать ее безопасной, но и как правильно «пользоваться» ей.
Возьмем для примера историческую аксиому: «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Мы настолько хорошо заучили ее, что не даем себе труда подумать над современным вариантом реальности. И зачастую теряемся, когда этот «кто-то» приходит не с мечом, а с дурман-травой, псевдоморалью, научно обоснованным эгоизмом, сомнительными сайтами на удаленных серверах, кабальными сделками глобального масштаба...
Поэтому я учу детей житейской мудрости, ибо без нее невозможно быть по-настоящему умным человеком.
Наука обеспечения безопасности жизнедеятельности развивается вместе с обществом как адекватный ответ на издержки цивилизации. Поэтому приоритеты ОБЖ всегда будут зависеть от характерных явлений текущего времени. Перечислять их вряд ли имеет смысл: средства массовой информации забиты сообщениями о пожарах, катастрофах, преступлениях. Нас пытаются убедить в том, что в мире совсем не осталось добра. Вранье! Мир таков, каким его делают люди.
Я объясняю это детям, чтобы они могли понять: именно им, а не кому-нибудь другому принадлежит счастье завтрашнего дня, в котором не будет места падающим самолетам, тонущим кораблям, горящим лесам... Однако для достижения этой цели нужно хорошо потрудится сегодня. Самому. Лично».
Как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Владимир БАТУРКИН, методист окружного учебно-методического центра СВАО