- Чем система подготовки кадров в Московском городском педуниверситете отличается от других педвузов, в чем ее особенность?
- Прежде всего Москва как столица и уникальный регион, естественно, имеет свои особенности и как экономический, и как социально-политический центр, здесь самые разнообразные системы образования. Она имеет в своем составе и обычные школы, и лицеи, и гимназии, и кадетские корпуса, и довольно приличный негосударственный сектор общеобразовательных школ. Естественно, с учетом прежде всего этих особенностей подготовка кадров должна иметь свои отличия. Если говорить о нашем университете, то он молодой, ему скоро будет 17 лет, он был открыт в середине 90-х годов прошлого века. Почему он был открыт? Потому что в Москве ежегодно перед первым сентября число вакансий исчислялось 4-5 тысячами, причем практически по всем специальностям.
Самое главное наше отличие заключается прежде всего в качественном составе преподавателей, это мощный научно-педагогический коллектив, в котором каждый пятый штатный преподаватель доктор наук, профессор. У нас серьезная учебно-материальная база, есть современные лаборатории, сотни компьютерных классов, полторы сотни мультимедийных классов. Мы обучаем в Москве по 164 образовательным программам (бакалавриат, специалитет и магистратура) около 15 тысяч студентов, из них 8 тысяч очников, - кроме того, 2000 студентов учатся в нашем единственном филиале в Самаре.
- Как вы ведете практическую подготовку студентов к будущей работе?
- Мы были первым вузом в России, когда 12 лет назад сделали непрерывную педпрактику студентов-пятикурсников в школе. Год - учебный год - ребята пишут дипломную работу, выступая одновременно в роли учителя или помощника учителя непосредственно в конкретной гимназии или в школе, у нас примерно 400 базовых школ. Это дает возможность ребятам не просто адаптироваться, но и получить необходимые навыки под управлением методистов университета и лучших учителей, после чего 80 с лишним процентов выпускников остаются работать в этих школах.
Вуз у нас многопрофильный, половина - педагогические специальности, половина - специальности классического университета. Выпускаем мы в год полторы тысячи ребят, из них 800 учителей, они работают воспитателями в детских садах, в начальной, основной и старшей школе.
- Почему ваши выпускники все же идут работать в образовательные учреждения Москвы?
- Это результат комплексной заботы об учителях, в Москве все-таки заработная плата учителей в последние пять лет практически не опускалась ниже 28 тысяч.
Это существенное преимущество Москвы прежде всего для обеспечения ее учителями. В Москве существует программа социальной поддержки учителей, получения жилья даже. Тут есть великолепные школы, в которых учитель чувствует творческое начало в труде. 40% наших ребят, которые приходят в школы, - дети учителей, врачей, дети тех, кто работает в социальной сфере, у нас нет детей миллиардеров, крупных бизнесменов.