В нашей школе практикуются различные виды внеурочной проектной деятельности. Но особое внимание мы уделяем практико-ориентированным проектам. Участвуя в них, дети получают опыт коммуникативных отношений, учатся взаимодействовать друг с другом. Такая проектная деятельность формирует стремление к интересному, развивающему досугу в кругу сверстников, подчас по-новому выстраивает семейные отношения. Для наших детей это особенно важно. Хорошо, что сейчас много конкурсов и конференций, нацеленных не только на выдающихся учеников-исследователей, но и на тех, кто умеет применить на практике свои творческие (артистические, художественные, рукодельные) способности.
Мы поставили перед собой задачу провести через участие в проектной деятельности всех учащихся 7-8-х классов, чтобы потом, в старших классах, они уже более осознанно брались за сложные проекты и могли бы успешно участвовать в окружных или городских конкурсах, разработали программу курса «Основы проектной деятельности» для 7-го класса и курса «Презентация в Power Point». В теоретическом курсе «Основы проектной деятельности» учащиеся знакомятся с особенностями проектной деятельности, ее задачами и возможностями. Завершается краткий теоретический курс зачетом, на котором учащийся защищает модель придуманного им проекта. Но это еще не проект, а его задумка, с ней учащийся переходит на практические занятия «Презентация в Power Point», где учится оформлять результаты проектной деятельности (пока это только модель проекта) на компьютере.
При формировании учебного плана в 8-м классе мы выделяем максимально возможное число часов на проектную деятельность (за счет объединения школьного компонента 2-й ступени). В этом случае каждый учитель-предметник, работающий в параллели 8-х классов, имеет оплачиваемый час проектной деятельности. В сентябре в 8-м классе 1-2 недели уходят на то, чтобы учитель и ученик нашли друг друга, приблизительно определили темы проектов, сроки работы над ними (учитель распределяет на весь год свои 3-4 проекта), при этом образуется творческий союз учителя и ученика, объединенный единой целью - сделать интересный проект.
Чтобы избежать перегрузки учащихся и учителей, мы рекомендуем краткосрочные (3-5 недель) или среднесрочные (6-8 недель) проекты, индивидуальные или выполняемые небольшими группами (3-4 человека). Публичная защита таких проектов проходит по мере готовности на уроках или в форме различной внеурочной деятельности. Лучшие из них представляются на общешкольной конференции в конце года.
В конце апреля мы обычно проводим ежегодную общешкольную научно-практическую конференцию. На ней представлены лучшие учебные проекты учащихся 8-х классов, а также индивидуальные и групповые проекты, выполненные учащимися всех классов в течение года. Защита всегда проводится публично, в актовом зале. При большом количестве проектов мы организуем работу секций - тематических или по возрасту учащихся, - например, в 2010 году таких секций было 5 (начальной школы, 5-8-х классов, 9-11-х классов, астрономии, иностранных языков). Большинство проектов сопровождались компьютерной презентацией, лучшие проекты были рекомендованы к защите на окружных и городских конференциях.

Н.ЦЕРКОВНИКОВА, заместитель директора по УВР школы №400, заслуженный учитель РФ