Чтобы стать активным участником процесса, в первую очередь пришлось разбираться в новациях. Основным руководящим документом, безусловно, стало постановление Правительства города Москвы от 22 марта 2011 года №86 «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в Москве». Его основные направления звучали заманчиво и пугающе.
Необходимо сказать, что наша школа - вполне обычное московское образовательное учреждение. В своем микрорайоне и в масштабе района школа имеет хорошую репутацию, степень популярности среди родителей вполне конкурентоспособна относительно соседних школ. К моменту вхождения в пилотный проект у нас было 697 учащихся, а сейчас стало 715. В педагогическом коллективе два заслуженных учителя РФ, пять отличников народного образования, восемь почетных работников общего образования РФ, 26 учителей высшей и первой категории.
К моменту вступления в пилотный проект школа была недофинансирована. На 2011 год были запланированы по старым нормативам и доведены до школы 44 миллиона 935 тысяч рублей. При реализации пилотного проекта в соответствии с новыми нормативами необходимо было 63 миллиона 802 тысячи рублей. Школа дополучает в этом году 8 миллионов 490 тысяч, а за весь период реализации пилотного проекта должна дополучить 18 миллионов 866 тысяч рублей (за пять кварталов с апреля 2011 по июль 2012 года).
В работе по переходу к новым условиям школьному профсоюзному комитету было необходимо найти свое место, определить основные задачи своей деятельности в отстаивании интересов учителей. Парадокс ситуации заключался в том, что главный интерес педагогов, как выяснилось, как раз и состоял в том, чтобы перейти к новой системе.
Что привлекательного для них мы увидели в пилотном проекте?
Во-первых, зависимость оплаты учителя от количества и качества вложенного труда. Тезис как будто понятный, но его реализация потребовала большой кропотливой работы. Для ее проведения мы сформировали рабочую группу, в которой были и представители профсоюзного комитета. Кропотливая работа профкома с каждым сотрудником школы, разъяснение целей и задач пилотного проекта позволили сохранить благоприятную психологическую обстановку в коллективе и обеспечить стабильную работу. В результате мы добились того, что ни один учитель не подал заявление об уходе (хотя такие настроения первоначально были довольно популярны). Никого не уволили и не сократили. Учителя, ознакомившись с новыми документами, ушли в отпуск спокойно, а на работу вышли с новыми идеями.
Администрация школы совместно с ПК решила, что первые выплаты для учителей необходимо провести сразу в августе. Люди вышли из отпуска, финансовые средства у всех были ограничены. Мы решили поощрить работников школы по результатам работы в летний период в оздоровительных лагерях, а их у нас было два (оздоровительный и трудовой), по итогам работы по подготовке школы к новому учебному году. Сама администрация школы в этом году была практически без отпусков, а директор Рушан Фатехович вообще в отпуск не уходил. Чувствуя ответственность за новое дело, учителя во время отпуска все же приезжали в школу, смотрели, чем можно помочь, какие документы взять, чтобы поработать над ними. Так что выплата в августе была очень кстати. Коллектив спокойно начал учебный год и какого-то страха или недоверия не было. Мы считаем, что все сделали правильно и своевременно.
Сегодня в отношении финансирования у нас есть уже и положительные результаты, которые вселяют уверенность в работников школы: если в мае средняя заработная плата учителей составляла 38435 рублей, то в августе она выросла до 47 тысяч рублей, в сентябре составила 50454 рубля, около 35 тысяч у иных педагогических работников (за счет стимулирующих выплат), а у МОП она осталась практически без изменений (но для них мы тоже предусмотрели стимулирующие выплаты, и уже в ноябре они получили первые выплаты по 10 тысяч рублей).
В августе мы выплатили почти 1 миллион, а сейчас в ноябре - 1,5 миллиона. В декабре предполагаем, что выплатим большую сумму по первым итогам работы.
Во-вторых, новые условия выделения средств на образование (деньги приходят вслед за учениками), означают, что результаты обучения в нашей школе должны стимулировать родителей привести своего ребенка именно к нам. Это означает, что благополучие школы напрямую зависит от педагогического коллектива и непосредственных результатов его труда. Такое положение вещей становится очевидным для педагогов, необходимо понимать, что учителя своей работой формируют имидж своего образовательного учреждения. Профсоюзный комитет видит свою роль в том, чтобы не только разъяснять это, но и личным примером способствовать формированию привлекательного имиджа школы. Более того, хочу сказать, что тех педагогов, которые из года в год добиваются успехов в этом направлении, должны материально поощрять.
Учитывая, что школа большая и денег нам хватает, мы начали производить все расчеты. Если фонд заработной платы составляет 3500000 рублей, мы от него берем 80% на основную заработную плату и 20% делим на стимулирующую часть.
Положительные стороны проекта, на наш взгляд, - это:
- повышение зарплаты;
- активность и инициативность учителей (от работы зависит зарплата);
- дисциплинированность.
ПК вышел с предложением сохранить выплаты за звания («Заслуженный учитель РФ», «Отличник народного образования», «Почетный работник общего образования РФ»), зарплата учителей-предметников сравнялась с зарплатой учителей иностранного языка, этой несправедливости в нашей школе больше нет, кроме того, появилась возможность хорошего технического оснащения учебного процесса.
Однако пока есть и проблемы. Прежде всего это значительная загруженность учителя - огромное количество бумаг, документации, которые отвлекают от работы, то, что учителя не готовы к самоанализу (одни завышают свои результаты, другие очень занижают), к критике родителей и учеников, к открытости. Все это очень болезненный процесс.
Мы начали новое дело, которое в педагогическом коллективе пока еще до конца не все осознают и понимают. Но уже принимают! Нас вдохновляет то, что все авансы, все планы, все шаги, о которых говорили в теоретических выкладках, теперь обретают твердую практическую основу. Мы надеемся, что это новое действительно пойдет на пользу и ученикам, и учителям.

Алла ЛЕБЕДЕВА, председатель первичной профсоюзной организации школы №623