Наконец в детских садах появился реальный механизм движения на пути к высокому качеству. Безусловно, это новое финансирование в форме субсидий, которое в соответствии с постановлением Правительства Москвы №407 от 31.08.2011 г. с 1 октября введено в Москве. Деньги, выделяемые на каждого воспитанника в соответствии с его возрастом, ставят все дошкольные учреждения в равные условия.

Большая часть детских садов уже сегодня реально получили дополнительное бюджетное финансирование от Правительства Москвы в связи с увеличением норматива на одного ребенка. Бюджет этих учреждений в IV квартале 2011 года увеличился на 20-25% по сравнению с прошлым годом.
Перед коллективами встал вопрос: как распределить эти средства, чтобы уже сегодня каждый педагогический работник реально ощутил, за что он получит стимулирующие выплаты? Это позволило нам повысить оплату труда и стимулировать мотивацию коллектива к более качественной работе. У нас появилась реальная возможность введения систем оплаты труда, отличающихся от тарифно-квалификационных прозрачностью распределения финансовых средств. При этом в каждом учреждении возникнет своя система оплаты труда, со своими подходами к формированию штатного расписания и оценке труда работников. Такой подход предполагает, что мы, руководители, должны стать менеджерами и экономистами, то есть научиться эффективно управлять финансами, рационально использовать имеющиеся площади, видеть перспективу развития своего учреждения и привлекать дополнительные источники финансирования.
Понимая, что у некоторых руководителей ДОУ могут возникнуть трудности в решении этого вопроса, городской Совет заведующих занял активную жизненную позицию: провел консультации, семинары в округах и организовал интерактивный обмен мнениями. Мы обсуждали, как по-новому оценивать труд специалистов, осваивать новые методики подсчета эффективности их труда и деятельности самого учреждения.
Следующим значительным шагом на пути правильного распределения стимулирующих выплат стало привлечение каждого сотрудника к участию в обсуждении, разработке качественных показателей оценки труда и внутренних локальных актов. Еще нам необходимо было довести до понимания всего коллектива, что в выполнении государственного задания и удовлетворении потребностей заказчика, то есть родителей, ведущая роль принадлежит воспитателям. Поэтому большую часть стимулирующих выплат получат именно те педагоги, которые обеспечат высокую посещаемость, качество образования, тем самым сохранят финансирование своего учреждения и повысят его рейтинг.
Всем ясно, что при переходе на НСОТ могут возникнуть риски, связанные с социальной напряженностью, вызванной увеличением дифференциации заработной платы работников. Стимулирующий принцип оплаты труда не только будет способствовать здоровой конкуренции между педагогами, но и может превратиться в соперничество, создающее неблагоприятный психологический климат в коллективе и снижающий качество работы.
До сих пор не окончательно сформировано в профессиональных кругах и в обществе в целом представление о результативности в сфере педагогического труда, в сознании самих педагогов и управленцев размыты критерии относительно того, кто работает лучше, а кто хуже, в то время как при тарифной системе оплаты труда все было четко определено. Такая неопределенность может породить большое количество обиженных и недовольных конкретным руководителем, региональной администрацией, реформой перехода в целом. Риски такого рода могут быть снижены грамотной работой административной команды. Сами коллективы должны разработать объективные показатели для распределения стимулирующей части ФОТ. Важно, чтобы один руководитель не был инициатором происходящих изменений, чтобы он смог повести за собой активных, творческих педагогов, привлечь заинтересованных членов родительской общественности и представителей социума.
Повышение стимулирующих функций оплаты труда позволяет педагогу самому влиять на уровень своего благосостояния, то есть реализуется принцип не «чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь», а «чем лучше работаешь, тем выше зарплата».
Введение новой системы оплаты труда в Москве - событие своевременное и      понятное современному сообществу. Обеспечив достойную зарплату, мы сможем привлечь в детские сады высококвалифицированный персонал, стать более открытыми для социума, заинтересовать общественность.
Московское правительство дало возможность плавно и безболезненно для коллективов перейти к новой системе, сохранив прежнее финансирование в переходный период. Это позволит коллективам войти в новую систему оплаты труда более подготовленными, без психологических стрессов и потерь. Особенно это важно для тех учреждений, объем финансирования которых раньше был выше, чем сейчас.
Наш Центр развития ребенка как вид учреждения имел более высокий норматив финансирования, при новых экономических условиях нам его сохранили. По сравнению с прошлым учебным годом детский контингент в этом учебном году увеличился на 49 воспитанников. Принципиально, что деньги среди финансового года были выделены на дополнительный контингент детей полностью, также было выделено дополнительное финансирование на детей с ОВЗ и имеющих проблемы в речевом развитии. Дополнительные средства пошли на стимулирующие выплаты сотрудникам и позволили нам уже в октябре увеличить доход основного персонала по сравнению с маем 2011 г. на 15,4%, средняя заработная плата воспитателей составила 26,1 тыс. руб. В планах нашего учреждения - увеличить среднюю заработную плату воспитателей к концу года еще на 1,9 тыс. руб.    
Татьяна ДАНИЛИНА, заведующая Центром развития ребенка - детским садом №183, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член Московского городского совета заведующих