Сергей СОБЯНИН:

- Управляющий совет для Москвы дело достаточно новое, хотя много было общественных советов, родительских советов. Мы создали такую структурированную систему с особыми полномочиями. Зачем? Сегодня мы много денег вкладываем в образование - в этом году на 30% увеличен общий объем его финансирования. Это и ремонт, и реконструкция, и информатизация, и новое оборудование, и изменение нормативов финансирования. Мы поставили задачу увеличить до 120 тысяч (то есть для этой школы почти в два раза будет увеличен норматив). Не сразу, поэтапно, но до 1 сентября мы доведем финансирование школ так, чтобы оно было в
2 раза выше. Каждый квартал идет прибавка финансирования, я думаю, школы это уже почувствовали. Двойное финансирование означает практически такое же увеличение и по заработной плате, и по обеспечению учебного процесса. Все для того, чтобы дети чувствовали себя не менее комфортно и были обеспечены таким же качеством образования, как и в других школах. У нас есть более продвинутые школы, есть менее продвинутые, но базовое финансирование должно быть одинаковым у всех. Школы, которые показывают лучшее качество образования, достигают лучших успехов, это отдельная история - в этом году мы ввели присуждение грантов - 650 млн рублей специально выделяется для этих школ. Плюс к тому параллельно выстраиваются жесткие требования к качеству образования, преподавания. За этим мы следим, по итогам сдачи единого госэкзамена видно, кто и какое качество дал ученикам. Департамент образования со своей инспекцией смотрит, как исполняются стандарты, замечательно, что есть такая государственная система контроля. Но ЕГЭ сдают один раз в жизни на выходе из школы. Инспекторы образования сегодня прибежали в школу, посмотрели, а завтра забыли, послезавтра у них какие-то иные отношения сложились с директором школы, всякое по жизни бывало. Чиновничий контроль есть чиновничий контроль, он не плохой, не хороший, а такой, какой есть, ждать от него какой-то идеальной настройки, какого-то идеального контроля не приходится. Поэтому я считаю, что важнейшие инструменты повышения качества и воспитания в школе -школьное самоуправление и контроль самих родителей, потому что вся система образования существует не сама по себе. Хотя у нас замечательные учителя и мы должны обеспечивать им заработную плату, нормальное социальное обеспечение, школа-то все же создается и работает не ради них, а ради учащихся. Несмотря на то что государство платит, что кажется, будто государство - заказчик образования, на самом деле оно выполняет некую посредническую функцию, собирает налоги и затем отдает их школе. Главные заказчики образования - дети и родители, поэтому логичным было бы то, чтобы главный заказчик был главным оценщиком того, что происходит в школе, и инспектором. Именно поэтому мы, создавая управляющие советы, наделили их максимумом полномочий, которым только можно было. Это и принятие устава, и утверждение программы школьного компонента, и оценка деятельности преподавателей, и распределение премиального фонда, и смета расходов учреждения в целом. То есть мы дали возможность этим советам прямо влиять на работу педагогического состава и школы в целом, причем включили в их состав не только родителей, но и учащихся, даже установили такое драконовское правило, что председателем управляющего совета не должен быть директор. Я думаю, в этом тоже есть разумное зерно, потому что директор своим авторитетом, наверное, все же довлел над управляющим советом.
Конечно, как и во всяком деле, тут важно неформальное отношение к делу, потому что любой совет, любой коллектив можно выхолостить так, что вроде формально все хорошо, а на практике ничего работать не будет, особенно то, что касается общественности, граждан. У нас есть примеры управляющих компаний и товариществ собственников жилья, когда вроде тоже все правильно, но люди не проявляют активности, настойчивости, не привыкли сорганизовываться, коллективно управлять какими-то процессами, в результате система не работает. Я не хочу, чтобы такое получилось в наших школах. Для этого требуется неравнодушное отношение родителей, у нас есть, как мне кажется, надежда на это, потому что речь идет не об уборке подъездов или благоустройстве двора, а о самом дорогом, что у нас есть, - о наших детях, об их настоящем и будущем. Я хочу, чтобы такие советы были действительно серьезным инструментом, структурой, которая бы постоянно держала в тонусе наше образование, обеспечивала наших детишек качественным образованием. С материальной точки зрения мы будем делать все, что необходимо, все, что возможно, но настроить изнутри эту систему, сделать ее работающей, эффективной мы без родителей не сможем.

Анатолий МОЛОТКОВ, управляющий советом школы №875:

- Раз мэр к нам приехал, значит, действительно наша работа была замечена и оценена. Управляющие советы на сегодняшнем этапе получили некоторые ключевые функции. Не секрет, что родительские комитеты в школах были всегда, но они в основном выполняли организационно-хозяйственные функции, а управляющий совет - это все-таки в первую очередь орган управления.
Наш совет был создан в октябре 2010 года, даже до пилотного проекта, и, конечно, надо отдать должное и сказать большое спасибо директору школы Ирине Козловой, потому что только с ее приходом удалось это сделать, хотя идею мы вынашивали уже довольно давно, в 2004-2005 годы, она была выстрадана, инициирована жизнью.
Сейчас можно услышать о том, что управляющий совет - некий карманный орган при директоре, который позволяет что-то делать. Но умному директору управляющий совет нужен не успокоенный, а по-хорошему сумасшедший, чтобы он был и помощником, и каким-то конструктивным критиком, чтобы общими усилиями идти вперед. Мы думаем, что управляющий совет - такая площадка, которая позволяет всем участникам процесса (и родителям, и ученикам, и учителям), объединившись, разобрать баррикады, которые зачастую возникают между обществом и администрацией, совместными усилиями сделать нашу школьную жизнь интересней. В конце концов это все для детей делается.
Собственно говоря, с 2010 года у нас началась работа управляющего совета. Решение хозяйственных вопросов в меньшей степени затрагивается управляющим советом, потому что основные наши вопросы, можно сказать, это вопросы стратегического развития. Мы планируем решать вопросы зарплаты и распределения стимулирующей части фонда, ведения каких-то дополнительных образовательных предметов, курсов даже силами родителей, разрабатывать профориентационные курсы.
Большая часть нашего управляющего совета (может быть даже, это наша особенность) - родители-выпускники, которые в свое время окончили эту школу, сейчас их дети пришли сюда учиться. Получается так, что сегодня у нас 25 процентов (больше 150 детей) - ученики во втором, а то уже и в третьем поколении. Они уже приходят как носители и продолжатели традиций.
Некоторые проблемы, связанные с поступлением детей в первый класс, нас не могут не волновать, потому что после принятия закона о привязке территории к школе, мало того что у нас в микрорайоне резко возрос спрос на квартиры, люди снимают квартиры, чтобы быть привязанными к ней. Нас, конечно, очень беспокоит судьба младших братьев и сестер, которые тоже хотят учиться там  же, где учатся старшие, а уж про детей-выпускников я не говорю, потому что до сегодняшнего момента у нас ребята приезжают из Переделкина, из Солнцева, только чтобы попасть сюда. Дух в школе необыкновенный!
В дошкольной гимназии 80 ребят, которые 1 сентября придут сюда, но школа, к сожалению, бетонная, а не резиновая. Поэтому одна большая проблема, которой мы сейчас озадачились, некое расширение школы за счет пристройки. Место на участке для нее у нас есть.

Ирина КОЗЛОВА, директор школы №875:

- Если говорить об истории, то у нас раньше был ученический совет, затем был создан совет школы, в который входили ученики, учителя, выпускники и родители. Вроде бы все само собой было отлажено, а потом на новой волне было решено создать управляющий совет. Совместная работа помогает нам добиваться успехов. Например, в 2008 году ребенок с диагнозом гидроцефалия, который проучился у нас 11 лет и не сходил с этой сцены в качестве одного из главных героев всех спектаклей, сейчас студент МГУ, мы гордимся этим выпускником, его родителями.