- Добрый вечер, дорогие друзья, наши замечательные педагоги, учителя! Сегодняшний вечер проходит под девизом «Город образования». Я не знаю ни одного такого города в стране, который бы именно так подходил под это название. Это даже не город, это целая страна! У нас более 400 тысяч дошколят, 1,3 млн студентов и более 700 тысяч школьников, десятки, сотни тысяч людей, которые работают в сфере образования. Многие страны по количеству населения меньше, чем то, что я перечислил. Это, конечно, огромный, колоссальный потенциал не только Москвы, но и всей нашей России. Причем это такой потенциал, который дает лучших выпускников, лучшие кадры нашей стране, благодаря тому что у нас такой коллектив преподавателей, педагогов, который есть в Москве, который здесь находится, в этом зале. И я вас с этим поздравляю!
Конечно, и дошкольное образование чрезвычайно важно, и студенческие годы важны. Но, пожалуй, самое главное, что формирует молодого человека (в силу того что занимает большее количество времени и приходится как раз на переходный возраст молодого человека), - это, конечно, школьное образование. Именно в этот период человек становится либо воспитанным, либо невоспитанным, либо здоровым, либо нездоровым, либо образованным, либо нет, либо способным адаптироваться к современным непростым условиям жизни, либо к этому неспособным. Мы, родители (я говорю также обо всех родителях и о себе), к большому сожалению, далеко не всегда можем уделить своим детям достаточно внимания. Так уже повелось по российской традиции, что, отправляя своих детей в школу, мы надеемся и доверяем их вам, учителям. С одной стороны, доверять, конечно, нужно и можно, но государству необходимо создать такие условия, чтобы эти надежды оправдались.
Мы с вами в течение года много раз встречались на разных совещаниях, форумах, просто с директорами, учителями, родителями. И вместе с вами в течение года формировали первоочередные задачи, которые необходимо решить, программу столичного образования, которую необходимо реализовать в ближайшие пять лет. Мы посоветовались с вами и решили, что в первую очередь необходимо направить деньги и ресурсы для того, чтобы поправить материальную базу наших школ - в принципе и так неплохую, но требующую постоянного внимания, постоянной модернизации. Наши школьные дворы, наши классы, мебель, оборудование, казалось бы, вещи абсолютно прозаичные, но никакого настроения учиться в обветшалой школе ни у кого нет, поэтому вы поддержали это начинание, и мы с вами в течение всего периода занимались этими вопросами, вошли во вкус, сказали, что это хорошо, что мы будем продолжать это и на следующий год, и еще через год, и столько, сколько необходимо, чтобы все наши школы от первой до последней выглядели и соответствовали современным стандартам.
Мы говорили с вами о том, что московские школы должны соответствовать самым современным стандартам образования. Одними из первых в стране мы перешли на новый стандарт обучения начальных классов, закупили для этого самое современное оборудование. Мы вместе с вами посоветовались и решили, что каждый педагог нашей школы должен быть обеспечен персональным компьютером и всем необходимым для дальнейшего развития интернет-образования в школе. Мы в этом году закупили 25 тысяч ноутбуков, которые поступают в ваши школы, и я надеюсь, что в течение следующего полугодия мы закончим этот проект, чтобы у вас у всех была возможность работать и с персональным компьютером, и с интерактивной доской, и со всеми прилагающимися к этому приспособлениями, чтобы поднять ваш труд на новый уровень, дать вам возможность получать лучшие методики нашей страны и мира.
Это, конечно, не все. Одна из главных проблем московского образования (так уж получилось по воле судьбы, по разным причинам - объективным, субъективным) - это проблема, связанная с колоссальной диспропорцией или разностью финансирования наших школ, причем разница в два, а то и в два с лишним раза. Вы на встречах говорили об этом как об одной из самых главных проблем, и я об этом говорил, были серьезные опасения, что мы начнем выравнивать по низшим, а не по высшим. Мы сделали, конечно, так, как вы хотели, и считаем справедливым. Мы стали выравнивать систему финансирования образования по высшему стандарту. Вы все включились в новую систему финансирования, она приносит свои плоды. Последовательно, в течение определенного времени, четверть за четвертью мы будем поступательно двигаться так, чтобы все школы Москвы получали достойное финансирование!
Конечно, немаловажна заработная плата педагогов, за которой мы должны постоянно следить, чтобы эта зарплата во всех школах, во-первых, была высокой, а во-вторых, чтобы она не опускалась ниже заработной платы в городе. Москва - богатый город, здесь живут и работают достаточно обеспеченные люди, средняя заработная плата значительно выше, чем в других регионах, порой в 2-2,5 раза больше. Тем не менее мы, особо не говоря по этому поводу красивых слов, двигались к этому, и сегодня могу вам сказать, что средняя заработная плата по московским школам уверенно обогнала заработную плату по Москве. Это хорошо, и мы дальше будем продолжать наращивать финансирование школ и соответственно заработной платы учителей.
И последнее, что немаловажно в школе, - это создание особой ауры, особого климата в школе, объединение усилий учителей, родителей и учащихся. Поэтому мы вместе с вами стали создавать не формальные, а реальные управляющие советы, объединяя усилия всех сторон, для того чтобы создать такую школу, такой образовательный коллектив, который был бы именно домом - домом для учителя, для родителя и для учащегося. Домом, в который ученику хочется приходить, в котором хочется учиться, хочется там находиться, чтобы, уйдя из школы, он вспоминал эту школу как лучшие годы своей жизни. Это очень трудная задача, но я думаю, что значительная часть из тех, кто сидит в этом зале, добились уже этих успехов. Это должен быть такой дом, в который и вам очень хочется приходить на работу, отдавать свою энергию, свои знания, свое душевное тепло, чтобы родители гордились своими детьми, которые приходят в ваши школы.
Вот, собственно, простые, но ясные задачи, которые стоят перед нами и по которым мы последовательно двигаемся. Да, все это должно быть создано, но еще должен быть создан соревновательный дух между коллективами, педагогами, чтобы мы не забывали лучших - тех, кто достиг лучших результатов и в воспитании, и в образовании наших детей. Я думаю, это будет на пользу всем москвичам, нашим педагогическим коллективам, всем учителям. Это, я думаю, абсолютно справедливо, и, надеюсь, вы это поддерживаете. Поздравляю всех победителей конкурса и весь наш большой учительский коллектив Москвы. Поздравляю вас!