​Владимир МАЛЫШКИН, директор Югорского колледжа-интерната олимпийского резерва:
Мы вне правовых рамок


На сегодняшний день в Российской Федерации есть 49 училищ олимпийского резерва. Девять федерального уровня, и сорок находятся в ведении субъектов Российской Федерации. К сожалению, ни существующий Закон «Об образовании», ни третья редакция нового закона «Об образовании в РФ» не учитывают уникальной специфики и принципов работы этих учреждений. Более того, учебные заведения, готовящие спортивную элиту страны, студенты и выпускники которых завоевали примерно 70 процентов медалей России на последних шести Олимпийских играх, с 1996 года осуществляют свою миссию вне рамок правового образовательного пространства нашего государства. Сегодня мы видим, что этот парадокс может привести к сворачиванию одной из самых прогрессивных и результативных систем отбора и подготовки талантливой молодежи, которую уже сейчас с успехом используют многие страны, в частности Китай, где при полной поддержке государства подобных учреждений осуществили феноменальный прорыв в число стран - спортивных лидеров нашей планеты.
Учащиеся в большинстве своем к моменту окончания наших учебных заведений имеют высшую спортивную квалификацию «мастер спорта», «мастер спорта международного класса», «заслуженный мастер спорта», имеют профессиональные навыки и потенциал международного уровня, ресурс, который нужно, на наш взгляд, максимально эффективно использовать, готовить на базе наших учебных заведений не только преподавателей физической культуры, но и тренеров по различным видам спорта по программам бакалавриата.
На федеральном уровне необходимо разработать государственный образовательный стандарт, учитывающий специфику нашей работы. При этом очень важно иметь возможность обеспечения условий для занятий с особо одаренными детьми начиная с 10-11 лет. В этой связи необходимо определить для училищ олимпийского резерва возможность реализации образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного, среднего, общего образования.
У нас должны быть особые требования и условия по приему и отчислению учащихся. Для этого необходимо законодательно определить тот орган государственной власти, который уполномочен разрабатывать, утверждать их для наших учебных заведений.

Михаил КАРПЕНКО, президент Современной гуманитарной академии:
Дидактика устарела


Надо прямо сказать, что законопроект ориентирован на устаревшую дидактику. Дидактика, которая уже существует 300 лет, должна непременно уступить напору новых технологий, но возникновение новой дидактики в рамках нашей образовательной системы в этом законе не поощряется. Во всем мире существует профессиональное образование и академическое образование. У нас нет слов «академическое образование» в законопроекте, но статистика показывает: среди выпускников вузов только 20 процентов работают по полученной в вузе специальности, а 80 процентов меняют свою специальность. Я считаю, что академическое образование важнее профессионального.

Ольга КАШИРИНА, генеральный секретарь Российского союза ректоров:
У государства должны быть социальные обязательства


Позиция РСР неизменна: новый закон должен конкретно и четко закреплять социальные обязательства государства в сфере образования. В последней версии законопроекта прослеживается попытка продвижения по этому пути применительно лишь для регионального и муниципального уровней образования, тогда как на федеральном уровне конституционные гарантии декларируются при отсутствии механизмов социально-экономической ответственности государства. Примером такой правовой непоследовательности стало положение ст. 48 законопроекта, согласно которой экономические гарантии оплаты труда имеются у учителей и работников дошкольного образования, то есть на региональном и муниципальном уровнях, но ничего подобного не предусмотрено для работников федеральных государственных образовательных учреждений, то есть для вузов.
Нормативное закрепление социальных гарантий государства на федеральном уровне имеет особое значение для сохранения доступности образования в условиях невысокого платежеспособного спроса большей части граждан: по данным Росстата, 80% граждан нашей страны имеют ежемесячный доход не более 25 тысяч рублей, и для этих людей государственные гарантии означают единственную возможность получить бесплатное качественное образование. Формируя новую правовую образовательную модель, важно накладывать ее на экономические и социальные реалии всей страны.
В связи с возрастающей актуальностью научного взаимодействия вузов для развития технологий и обеспечения запросов экономики важный фактор, обусловливающий консолидацию усилий различных социальных групп в развитии образования, - нормативно-правовое закрепление механизмов и условий сетевого взаимодействия вузов с академическими институтами и субъектами экономики. Необходимо более детально проработать положения, определяющие деятельность инновационных подразделений при вузах и их взаимодействие с предприятиями, бизнесом и научными организациями.
Необходимо также усилить в проекте закона нормативно-правовую линию работы с талантами, создавать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории талантливых детей и их раскрытия в течение всей жизни, начиная с дошкольного возраста до ступени студентов и молодых ученых. На уровне федерального закона необходимо закрепить правовые нормы, обеспечивающие связь дошкольных творческих конкурсов, школьных и студенческих олимпиад и послевузовских интеллектуальных соревнований. Российский союз ректоров считает необходимым согласовать обсуждаемый закон об образовании с перспективами интеграции государств на евразийском пространстве. Формирование единого образовательного поля в рамках СНГ - важная часть общегосударственных усилий, а значит, закон об образовании должен содержать правовые механизмы расширения нашего образовательного пространства как способа расширения влияния страны в целом. Соответствующие положения закона должны быть согласованы с документами о таможенном и экономическом сотрудничестве стран СНГ.

Людмила ВЕСНИНА, исполняющий обязанности председателя Комитета по высшему профессиональному образованию администрации Томской области:
О зарплате преподавателей забыли


В законе должны найти отражение порядок определения оплаты труда преподавателей вузов, их индексация, нормы по оплате труда ассистентов.
Для вузов инновационная составляющая образовательной деятельности становится главной. Поэтому статья 14 «Сетевые формы реализации образовательных программ» и статья 19 «Экспериментальная научная деятельность в сфере образования» требуют доработки. Например, в основных понятиях статьи 2 проекта закона не содержатся определения «сетевое взаимодействие», «сетевые программы», «инновационная деятельность», «инновационные образовательные программы», «инновационные инфраструктуры», «инновационные площадки». Что самое интересное, в 2006 году, когда был принят и начал реализацию национальный проект «Образование», мы просмотрели законодательную базу регионов. Ни в одном регионе не были приняты поправки в закон, предполагающие расшифровки определения, что такое «инновационные образовательные программы», хотя реализация была и на уровне общеобразовательных программ, и на уровне начальных профессиональных программ образовательных учреждений, и инновационных образовательных программ университетов.
Мы считаем очень важным в статье 14 более четко отразить механизмы кооперации российских и зарубежных вузов в реализации совместных сетевых образовательных программ всех уровней, ведь в последнее время прослеживается тенденция создания консорциумов университетов и научных организаций по разработке программ.
Одна из основных тенденций мирового законодательства в области образования - формирование информационного общества, но, на наш взгляд, как организация образовательного процесса, так и управление образовательными организациями не получают пока нужного отражения ни в статье 15 (реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий), ни в последующих статьях законопроекта.
Образовательная организация должна иметь ориентацию не только на формирование внутренней системы оценки качества образования, но и на обеспечение гарантий качества в подготовке выпускников. Поэтому мы считаем, что не только в пункте 13, но и еще в нескольких пунктах статьи 28 это нужно зафиксировать.
В законопроекте ничего нет об обучении в магистратуре. Мы думаем, что это должно быть отражено в двух статьях: либо в статье 6, где необходимо установить единое требование, поскольку программы подготовки магистров отнесены к основным образовательным программам, либо в статье 73, где в правилах приема можно дать право на разработку этих правил организациями.
А в статье 98 (общественная аккредитация образовательных программ), на наш взгляд, необходимо расширить права на использование профессиональной аккредитации образовательных программ с участием объединений работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, каким-то образом прописать статус экспертного сообщества.

Андрей ДОСОВ, студент первого курса магистратуры факультета социологии и политологии Южного федерального университета, председатель совета студенческого городка ЮФУ:
Деятельность студсоветов невозможна без финансирования


Статья 20 законопроекта наделяет общественные организации правом и обязанностью представлять и защищать права обучающихся. Вместе с тем конкретный объем полномочий органов студенческого самоуправления должен определять вуз. В статью 28 можно среди других прав и обязанностей организаций включить в качестве обязательного пункта «развитие и поддержание системы студенческого самоуправления» как базовую форму гражданской самоорганизации студентов в вузе. Мы считаем, что в статью 30 в число главных локальных актов, которыми руководствуется вуз, нужно включить положение о студенческом самоуправлении. В статью 11, регламентирующую порядок разработки собственных образовательных стандартов вуза, может быть внесена норма, в соответствии с которой стандарты должны разрабатываться с учетом мнений как работодателей, так и студенческого самоуправления, активисты которого могли бы стать в некотором роде соавторами инновационных образовательных программ. Статья 13 специально прописывает требования к содержанию образовательных программ. Между тем можно было бы прописать все так, чтобы разработка образовательных программ, с одной стороны, проходила общественную экспертизу студенческого самоуправления, а с другой стороны, реализация программы сопровождалась схематическим мониторингом оценки качества образовательных услуг студентами вузов.
Также в  главу 13 «Экономическая деятельность в образовании» можно было бы ввести норму, в соответствии с которой вузы производили бы ежегодные обязательные отчисления в бюджет централизованных органов студенческого самоуправления. С другой стороны, важно, что теперь согласно пункту 5 статьи 34 студенты помимо студенческого совета смогут объединяться и в другие общественные организации, в том числе и для решения проблем студенческой занятости. На наш взгляд, в проекте недостаточно прописаны положения, связанные с организацией социальной работы в вузе.

Марина КАЗАКОВА, заместитель председателя Комитета по образованию в высшей школе Архангельского областного собрания депутатов, директор школы №5 Коряжмы Архангельской области, почетный работник образования:
За общежития на севере надо платить меньше


В соответствии с частью 8 статьи 11 проекта «Федеральные университеты» эти вузы вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно, но лишь для ступеней высшего образования. При этом федеральные университеты, как правило, реализуют образовательные программы и среднего профессионального образования. Поэтому мы предлагаем дополнить статью 11 правом федеральных университетов реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования на основе образовательных стандартов, которые устанавливаются ими самостоятельно.
Весьма актуален в новых рыночных условиях вопрос и о регламентации гражданско-имущественных отношений вузов. В статье 106 проекта закона образовательным организациям высшего образования (бюджетным учреждениям) предоставлено право создавать хозяйственные общества без согласия учредителя при условии уведомления об этом федерального органа исполнительной власти.
83-ФЗ предоставил  автономным учреждениям право с согласия своего учредителя вносить в уставный капитал других юридических лиц или иным образом передавать имущество другим юрлицам в качестве их учредителя или участника. Поэтому мы предлагаем распространить порядок создания хозяйственных обществ также и на федеральные университеты - автономные учреждения для обеспечения им реализации программы развития.
Мы предлагаем дополнить статью 108 указанием на возможность осуществления таких форм частно-государственного партнерства, как: попечительские или управляющие советы, в которых участвуют представители субъектов негосударственного сектора, институт общественного взаимодействия на основе решения органов государственного управления, экспертные советы и рабочие группы.
Учитывая особенности северных территорий, считаю целесообразным установить в проекте правила расчета стоимости проживания и коммунальных услуг в общежитиях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер оплаты которых согласно статье 16 Федерального закона
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не может превышать 5 процентов размера стипендии. В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» к стипендиям, которые выплачивают студентам северных территорий, применяются так называемые районные коэффициенты. Думаю, актуально определение круга лиц, в отношении которых действуют правила этой статьи, - иностранные студенты, студенты, обучающиеся с полным возмещением затрат, докторанты.

Эдуард НИКИТИН, президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:
В школу ринутся сыновья лейтенанта Шмидта


На мой взгляд, один из самых серьезных пробелов третьей версии законопроекта то, что многие и многие новации федерального государственного образовательного стандарта, который принят уже и реализуется в школе, к сожалению, не нашли практически никакого отражения в понятиях. Есть предложение соединить группы разработчиков закона с разработчиками федерального государственного образовательного стандарта и провести аудит с точки зрения совмещения значимых и серьезных положений законопроекта и требований к федеральным государственным образовательным стандартам.
Мы считаем чрезвычайно важным обратить внимание разработчиков на позиции законопроекта, отражающие специфику педагогического образования. Нет сомнений, что педагогическое образование имеет свои колоссальные особенности как отраслевое образование, формирующее человеческий потенциал страны. В этом смысле оно претендует на отдельную статью в законе «Об образовании в РФ», в котором особенности педагогического образования в части требований к федеральным стандартам должны быть прописаны, тем более сейчас, когда педагогическое образование, и это не секрет, испытывает, прямо скажем, трудные времена, когда раздаются голоса, в том числе и в министерстве, относительно ликвидации отраслевой системы подготовки кадров для нашей страны, слияния педагогических вузов с классическими университетами. Такая законодательная защита специфики педагогического образования была бы целесообразной. В этом контексте у нас вызывают колоссальное недоумение все позиции, которые прописаны в части дополнительного профессионального педагогического образования в части повышения квалификации. Складывается впечатление, что государство полностью уходит из системы повышения квалификации и переподготовки. Передача финансирования повышения квалификации в школу в сегодняшней ситуации - нонсенс, потому что при подушевом финансировании средств на повышение квалификации просто там нет, поэтому вызывает недоумение, как в таком случае бедный директор школы будет решать все эти проблемы. В статье 55 ныне действующего Закона «Об образовании» внятно определены федеральные, государственные, требования к образовательным программам, реализуемым в системе повышения квалификации. В новой версии закона федеральные, государственные, требования к образовательным программам, реализуемым в государственных образовательных учреждениях, отсутствуют, в результате будет открыта дверь шарашкиным конторам сыновей лейтенанта Шмидта, которые будут создаваться для отъема денег у учителей. Конечно, никаких требований к содержанию образования быть не может, но требования к структуре образования, к результатам образования и условиям реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования должны быть сформулированы в законе.

Вадим ДУДИН, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:
Дайте право на защиту чести и достоинства


К числу приоритетных и принципиальных вопросов,  по нашему убеждению, должны быть законодательно закреплены  и учтены при дальнейшей доработке этого законопроекта:
- Принцип равенства прав и отношений в сфере образования как один из основополагающих общеправовых принципов и принципов государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования.
- Государственные гарантии развития системы образования прежде всего по вопросам финансирования системы образования, налоговых преференций, гарантий оплаты труда педагогических работников, финансовой и иной поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для выравнивания условий и возможностей участников образовательных отношений.
- Исполняемые на федеральном уровне полномочия в области правового регулирования трудовых отношений с учетом особенностей в сфере образования по вопросам оплаты труда, рабочего времени, нормирования труда.
- Определение академической стипендии как государственной гарантии в виде денежной выплаты, которая должна рассматриваться как форма материальной поддержки студентов за их академические успехи, а не в качестве меры социальной поддержки.
    - Обеспечение и реализация основного принципа прав обучающихся путем установления порядка, предусматривающего, что размер государственных академических стипендий, выплачиваемых за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, не может быть ниже размеров государственных академических стипендий, установленных Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Имеются в виду стипендии, определенные для федерального государственного образовательного учреждения.
     - Основы правового статуса малокомплектных образовательных учреждений, а также конкретные гарантии по реорганизации и ликвидации образовательных организаций, прежде всего в сельской местности.
Единые на территории Российской Федерации основы профессионального и социального статуса педагогических работников, предусматривающие в том числе следующие вещи:
- Академические права на защиту профессиональной чести и достоинства и деловой репутации на справедливое, объективное, дисциплинарное расследование за нарушение норм профессионального поведения.
-  Трудовые права и социальные гарантии, определяющие особый статус педагогических работников, в том числе по оплате труда педагогических работников в виде базовых окладов, базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы, права на безопасные и здоровые условия труда.
- Право на оздоровление, лечение, отдых, а также обеспечение гарантий достойного пенсионного обеспечения с сохранением права на досрочное назначение трудовой пенсии.
- Расширение целевого использования и определения порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией, периодическими электронными изданиями и программными продуктами с использованием новых информационных технологий, включающих механизм индексации ее размеров, освобождения работников от документального подтверждения расходов.
- Правовые нормы по обеспечению жильем педагогических работников и сохранения мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг в сельской местности и рабочих поселках либо поселках городского типа.
- Установление абсолютно конкретных механизмов реализации права на периодическое повышение квалификации за счет средств работодателя.

Евгений ТКАЧЕНКО, президент Академии профессионального образования, член президиума Российской академии образования:
Без профобразования число социальных сирот вырастет


Законопроект нужно серьезно перерабатывать. Например, по этому законопроекту закрывается уровень начального профессионального образования, что будет крупнейшим недостатком. Почему? Потому что изъятие этого уровня нарушает систему непрерывного образования нашего Отечества, а это достижения многих тысяч наших лучших специалистов страны, то, на чем держава держалась.
Вопреки всему мнения Российского союза ректоров России, Торгово-промышленной палаты, президиума Российской академии образования, таких людей, как ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий или разработчик автомата Михаил Калашников, не принимаются во внимание. Это, в общем-то, может иметь большие последствия.
Система начального профессионального образования была обескровлена в кадровом и материально-техническом плане. Например, в Москве, где уровень начального профобразования защищен нормативными актами, система дает в год 24 тысячи специалистов и рабочих.
Владимир Путин недавно сказал: нам надо 25 миллионов рабочих. Откуда мы их возьмем, если не будет системы начального профессионального образования? Переход на подготовку рабочих по программам НПО будет успешен только для обучения взрослого населения, но не молодежи. 3 - 6 месяцев учили молодежь рабочим профессиям только во время Великой Отечественной войны (по ускоренным программам), сейчас этого делать нельзя, иначе мы на законодательной основе сформируем в стране слой малообразованной и низкоквалифицированной молодежи. К этому не призывают даже развивающиеся страны. Я уже не говорю о том, что тогда у нас еще больше возрастет число социальных сирот, ведь система НПО имеет колоссальную социальную функцию, которой мы можем гордиться.
Я предлагаю подумать и использовать все имеющиеся наработки для разделения закона. Зачем нам слово «интегрирование» - громоздкое для такой поликонфессиональной и полисоциальной страны? В законопроекте защитили с учетом поправок социальную функцию учителя, а почему инженерно-педагогических работников там нет? Когда это будет в разных законах, не будет противоречий, между законами легко найти состыковку. Маленькая страна Финляндия имеет только уровневые законы, быстро принимаемые и написанные для людей, а потому и легко осуществляемые. Результат - последние пять лет Финляндия находится в числе ведущих стран мира по качеству образования, в прошлом году она была на первом месте.