Александра ВИНОГРАДОВА, директор средней общеобразовательной школы №303 с углубленным изучением немецкого языка имени Фридриха Шиллера, Санкт-Петербург:
Менторинг без менторства


Нашему образовательному учреждению более сорока лет, в течение 25 лет мы реализуем программу углубленного изучения немецкого языка. Одна из важнейших задач администрации школы - организация профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении.
В этом учебном году наш учительский коллектив пополнился тремя молодыми педагогами: учителями музыки, информатики и немецкого языка. Все они выпускники РГПУ имени Герцена. Молодой педагог, учитель немецкого языка Шишмарева Ксения Александровна, кстати, еще и выпускница нашей школы. Ксения проходила в стенах родной 303-й школы практику, причем весьма успешно.
В настоящее время действует программа поддержки молодых педагогов на региональном, районном и школьном уровнях. Каждый молодой специалист Санкт-Петербурга в первый год работы в школе получает единовременное пособие. Эта выплата существенно поддерживает молодых людей. В том числе молодым специалистам выплачивают ежемесячную денежную компенсацию на проезд в общественном городском транспорте.
 Кроме того, в районе ежегодно проводится конкурс педагогического мастерства, одна из номинаций называется «Молодой учитель». В 2009 году дипломантом этого конкурса стала Жанна Анатольевна Пименова, молодой учитель. Также в нашем районе существует еще и клуб молодых педагогов, где они имеют возможность общаться друг с другом, обмениваться опытом, приобретать друзей. В информационно-методическом центре Фрунзенского района действуют курсы «Школа молодого учителя», которые всегда востребованы.
  Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке опытных коллег. В последнее время появились такие понятия, как «тьюторство», «коучинг», «менторинг». Вспомним хорошую русскую поговорку: «От хорошего братца можно и ума набраться». В нашей школе сохранено понятие «наставничество». В нашем понимании наставничество - целый социальный институт по передаче учительского опыта. Выстраивая систему работы с молодым педагогом, руководителям образовательного учреждения (директору и заместителям), председателю методического объединения, учителю-наставнику необходимо учитывать как горизонтальные, так и вертикальные траектории карьерного роста молодого специалиста. Ресурсы такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, позволяют нашим молодым учителям воспользоваться возможностью посещать как курсы повышения квалификации по специальности, так и курсы переквалификации. Например, РГПУ имени Герцена, Академия постдипломного педагогического образования предлагают курсы переквалификации по специальности «менеджер в образовании».
  В нашей школе мы стараемся объединить молодых специалистов, ведь у них общие проблемы, которые разрешаются совместными усилиями. Средний возраст педагогов 303-й школы - 45 лет, найти точки соприкосновения молодых специалистов и педагогов опытных не всегда легко. Однако большое значение в профессиональном становлении, в совершенствовании личности молодого педагога имеет нравственная основа коллектива, его морально-психологическая атмосфера, которая, я надеюсь, в нашем образовательном учреждении выполняет созидающую функцию.

Юрий БУРДИН, директор Кипенской средней общеобразовательной школы Ломоносовского района  Ленинградской области:
Следить за каждым шагом не нужно


 Для того чтобы молодым людям  хотелось работать в школе, прежде всего нужно создать им комфортные условия пребывания в ней. На мой взгляд, от этого зависит их безболезненное вхождение в коллектив. Будет комфортно и спокойно, не будет  отторжения и конфликтных ситуаций. Мы стараемся следовать этому принципу. В нашей  школе двое молодых специалистов - два учителя физической культуры. Девушки очень разные и перспективные - Анастасия Пашкина и Надежда Крючкова. Анастасия Александровна кроме своего предмета ведет еще группу продленного дня, а также занимается с детьми танцами.
Может, я выскажу спорную мысль, но с точки зрения контроля за деятельностью молодежи очень важно не переборщить в плане излишнего внимания. Мне бы не хотелось, чтобы у молодых  учителей создавалось впечатление, что следят за каждым их шагом. Конечно, свобода должна быть сопряжена с контролем, но он не должен давить и угнетать. В этом вопросе очень важно участие заместителей директора по учебно-воспитательной работе, которые могут выступить в роли «мамок». Именно «мамки» помогают установить контакт, в какой-то мере опекают молодежь. 
 Как руководителю еще мне кажется важным  понять, чего хотят молодые специалисты. Честолюбивы ли они, самолюбивы ли? Кому-то, например, интересно возить детей на различные мероприятия, соревнования, общаться с ними вне школы, а кому-то нравится, наоборот,  проводить время в школе. Понимание психологических особенностей начинающего учителя может помочь направить его энергию в нужное русло.
 Я, как руководитель образовательного учреждения, всегда открыт для насущных, важных вопросов. Если у молодого специалиста  есть все предпосылки стать хорошим учителем, очень важно, чтобы он захотел им стать. И проблема любого директора, у которого в коллективе есть молодые специалисты, найти нужный  ключик к сердцу каждого. Конечно, это непросто, потому что требуется повседневная кропотливая работа. Мне кажется, главное для молодых специалистов - больше обращать на них внимание, не пускать все на самотек, и тогда ситуация будет управляемой.
 Что касается материальной стороны, то понятно, что это вопрос не второстепенный. Сегодня у наших молодых педагогов зарплата от 15 до 17 тысяч рублей. Все зависит от нагрузки: чем она больше, тем соответственно  зарплата выше. Мы со своей стороны помогаем чем можем. К примеру, есть стимулирующие надбавки, и если человек того заслуживает, то есть задействован в каких-то воспитательных мероприятиях, часто возит детей на соревнования, конкурсы, ему выплачивается дополнительная сумма. Не скажу, что она значительная, но увеличить свою зарплату в пределах полутора тысяч рублей можно. Пусть небольшое, но все-таки поощрение. 

Римма ШАФЕРИЧЕВА, директор средней общеобразовательной школы №3, г. Луга Ленинградской области:
На квартиру не накопишь


Как театр начинается с вешалки, так и молодой педагог запомнит первый прием, оказанный ему школой. Мне кажется, очень важно принять молодого педагога торжественно. Прежде всего отметить на педсовете, подарить полезный и нужный  подарок. Какой подарок имеется в виду? Это может быть буклет об истории школы, открытка о традициях образовательного учреждения, книга об  истории места, куда он приехал работать. Мы, например, обязательно рассказываем молодежи про наш город, который стал городом воинской славы, про нашу школьную жизнь.
 Кроме того, непременно нужно расположить человека к тому, чтобы он не стеснялся подходить и задавать вопросы. Кто, как не опытный, мудрый педагог, даст ему совет. Поэтому мы сразу же знакомим молодых специалистов с работой школьных методических объединений. Руководитель школьного методического объединения и учителя-коллеги берут шефство над молодым специалистом. Если есть необходимость, консультируют, как составить деловые бумаги: тематическое планирование, программы разного направления, как работать с одаренными детьми, с трудными детьми. Молодого специалиста важно научить этим педагогическим  премудростям: как, к примеру, игровыми моментами увлечь ребенка, чтобы наладить работу в классе. Как правило, молодого учителя в его свободное время приглашают на открытые занятия, чтобы он посмотрел на работу опытного педагога.
К нам в этом году пришли два молодых специалиста - учитель информатики и математики и учитель английского и немецкого языков, и один работает по совместительству. Причем совместитель к нам пришел, если можно так выразиться,  самый удачный. Как учитель физической культуры, он владеет техникой общения с разновозрастными группами от первого до одиннадцатого класса. Педагогически талантливый человек. Что немаловажно, всем троим не требуется жилье. Отсутствие жилья - это одна из основных причин отказа молодежи идти работать в школу в небольших городках, селах и деревнях. Может, проблему бы решил беспроцентный кредит на покупку жилья на двадцать - двадцать пять лет или выделение служебных квартир, как было раньше? Люди хотят работать в школе, но, работая здесь, как показывает многолетний опыт, на квартиру они накопить никогда не смогут.