- Юля! Наверняка сейчас читатели газеты, учителя со стажем и учителя начинающие, библиотекари и все-все-все, увидев ваше фото и узнав, что вам еще нет тридцати, а мы уже берем у вас интервью и называем известной писательницей (что, без сомнения, так, об этом говорят две престижные премии в области детской литературы - «Заветная мечта» и премия им. Крапивина), возмутятся. И есть с чего. Читатель, тем более учитель, привык, что писатель - человек с большим жизненным опытом, которому есть что сказать. Давайте развеем этот миф. Что сегодня представляет собой современная детская литература? Насколько вы ее «типичный представитель»? И как у вас все начиналось?
- Мой путь и начался с передачи опыта. Я написала книгу рассказов о больнице, она называется «Выдуманный жучок». Главная героиня мало того что свыклась с тем, что ей пришлось пережить, так еще и находит силы, чтобы поддерживать маму, веселить подругу и даже хулиганить, запирая в шкафах хирургов. Мне хотелось показать, как девочка преодолела себя и полюбила свой больничный мир.
Так что, конечно, если уж взялся писать, надо делиться своим опытом. Пусть даже его немного.
Современная отечественная детская литература растет, набирает силу и потихоньку доходит до читателя, к счастью, есть издательства, которые принимают новые рукописи на рассмотрение и даже печатают, премии, объединения детских писателей, например «Остров Ю», а также программы Фонда Сергея Александровича Филатова, который очень поддерживает молодых авторов. Я не уверена насчет своей «типичности», но мне повезло поучаствовать в семинарах фонда и попасть в издательства «Нарния» и «Эксмо» обычным самотеком.
- В чем ваша нетипичность?
- В том, что почти не пишу целенаправленно для детей. Просто извлекаю из себя внутреннего ребенка и его переживания. Не знаю, насколько это правильно, но так есть.
- Читали ли вы рассказы Николая Назаркина «Изумрудная рыбка»? Наверняка вас с ним сравнивают. Можно ли говорить о таком литературном направлении, как «палатные рассказы»? Или вы кардинально отличаетесь друг от друга?
- Конечно, я читала рассказы Николая. Более того, я признаюсь, что они послужили толчком для «Жучка». Я поняла, что о больнице можно писать позитивно, коротко, емко. А главное - с надеждой.
Я очень надеюсь, что можно говорить о таком направлении. А что касается того, чем мы отличаемся, то тут Коля Назаркин сам все сформулировал. «Ты, Юля, - сказал он мне, - про девочек пишешь, а я - про мальчиков».
- На каких книжках вы выросли и какие книжки читаете своим детям сейчас?
- Мои любимые книги детства - это «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн, «Динка» Валентины Осеевой, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Александра Волкова, «Девочка и птицелет» Владимира Кисева, произведения Льва Кассиля, Марка Твена и многих других. Кстати, большая радость - встречать взрослых людей, которые тоже выросли, например, на Бруштейн, и долго-долго, как сокровища, перебирать цитаты из любимых книг. Так что очень полезно много раз перечитывать любимые книги - благодаря этому можно найти во взрослом возрасте друзей. Мои дети маленькие (Маше - 5,5, Грише - 2,5 года), но читаем, конечно, много, Беатрис Поттер, Джулию Дональдсон, Шела Сильверстайна, Анни Шмидт, Виталия Бианки, Марину Москвину.
- Какие бы книги вы посоветовали включить в школьную программу, например в список для внеклассного чтения?
- Не знаю, есть ли в списке книги  Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, но я бы их включила. Мне кажется, школьники обязательно должны их читать.
- Вы выпускница МГУ, факультета английского языка и литературы. Что вам дало образование? Можно ли сказать, что для человека важно, кто его учит. Были ли в школе, в университете знаковые для вас учителя, те, кто определил ваш жизненный путь?
- Образование мне дало способность анализировать то, что со мной происходит. Соотносить свою жизнь с событиями мировой культуры и литературы.
Учитель, который определил мой жизненный путь, - Никита Кузнецов, мой отец, взрослый писатель (псевдоним Никита Марзан, сборники рассказов «Душа пингвина» (2005), «Перфекционистки» (2009). Он всегда меня поддерживал во всех литературных начинаниях. Еще два учителя - редакторы. Анна Вацлавовна Годинер (издательство «Нарния») и Дина Крупская (журнал «Кукумбер»). Только благодаря им я занимаюсь детской литературой. Дина Крупская одобрила и приняла в «Кукумбер» мой первый рассказ, «Право выбора», а Анна Вацлавовна научила меня писать сердцем. Она всегда рядом, я знаю, что могу выслать ей любой кусок текста, и она по-честному скажет, что с ним так или не так. И именно она «отловила» «Выдуманного жучка» с первого рассказа и поддерживала, приговаривая: «Юля, пишите, хорошо идет». Можно свернуть горы, если рядом есть люди, которые в тебя верят.
- Ваши книги адресованы детям. Вы сами признавались, что свои первые рассказы «Выдуманного жучка» написали, пытаясь справиться с собственными переживаниями, связанными с ребенком. Но дети растут. Будете ли вы меняться, переходя в другую возрастную категорию, вместе с ростом своих детей?
- Да, я жду не дождусь, когда мои дети станут подростками и будут подкидывать мне свои истории.
- Получается, что когда дети совсем вырастут, вы перестанете быть детским писателем? Будете описывать их влюбленности, жизненные удачи и проблемы?
- Может, и так. Я буду всегда писать только о том, что меня искренне волнует.
- Я знаю,  что вы к своей последней книжке о паркуре много готовились - встречались с трейсерами, ходили к ним на тренировки и на соревнования. «Выдуманный жучок» тоже во многом списан с реальности. Это ваш принцип работы? Что вас подталкивает к работе - желание что-то сказать или подсмотренная ситуация, герой?
- Меня подталкивает к работе желание поделиться чем-то удивительным. И паркур, и больница меня поразили. Поэтому я о них и пишу. Точнее, о людях из этих сфер. Меня вдохновляют только люди, их диалоги. Поэтому в моих книжках почти нет описаний природы. Все место отдано диалогам.
- Вы пишете детективы и наверняка сталкивались с таким мнением, что это низкий жанр, что детям не надо отравлять вкус, что они должны читать серьезную литературу. Что вы обычно отвечаете на это?
- Я могу ответить на этот вопрос, только исходя из собственного опыта. Я в детстве читала и очень серьезные книги, и воздушные истории для девочек, и детективы Энид Блайтон. Мне это вкус не испортило. Наоборот, всегда было радостно переходить от серьезного к легкому и обратно. Это во-первых. А во-вторых, есть мастера детектива, которые стали уже классикой, например Марк Твен или Астрид Линдгрен. Мне кажется, хорошо написанный детектив не вреден для здоровья.
- Среди писателей бытует мнение, что напечатать хорошую книгу очень тяжело. Ваши же все произведения, уже замеченные критиками и высоко оцененные ими, а значит, хорошие, нашли своих издателей. Так тяжело или нет напечатать книгу?
- Мне кажется, что напечатать не очень тяжело. Просто часто это требует большого терпения, желания работать над текстом и исправлять то, что редактору кажется неправильным. Нужны вера в себя и поддержка домашних и друзей, упорство и умение не сдаваться. И тогда все обязательно получится.
- Насколько вам соотечественников интересней читать, чем зарубежных коллег?
- Я с интересом прочла и «Пусть танцуют белые медведи» Ульфа Старка и «Тысячу лиц тишины» Дарьи Вильке и не могу сказать, что кто-то затягивал меня больше. Понравились оба.
- Писательство - образ и стиль вашей жизни или это пока всего лишь хобби?
- Для меня это хобби, однако оно занимает немало времени, и я очень рада, что семья меня поддерживает. Дети соглашаются погулять без меня, а муж - поесть магазинный хлеб, а не испеченный мною лично.
- Любое творчество требует жертв. Творческие люди редко когда бывают счастливы в личной жизни, их дети часто бывают обделены вниманием, любовью. Вы готовы к таким жертвам или уже принесли какую-то жертву музам искусства?
- Я стараюсь все же находить баланс. И не давать ни детям полностью отрывать меня от творчества, ни творчеству захватывать меня так, что мне не хочется к детям. Я думаю, что творчество требует не жертв, а глубоких чувств и ощущений, а также внимательного отношения к жизни.
- О чем вы мечтали в детстве? Кем хотели стать?
- Геологом. Очень любила камни. До сих пор их люблю, если честно.
- Что вам нужно для нормальной работы? Откуда черпаете свое вдохновение?
- Мне только тишина нужна. И чтобы не дергали. А вдохновение - это любовь. Я люблю все свои темы, всех своих героев.