Выбирая школу, родители ориентируются сегодня не только на близкое расположение к дому, но и на ее рейтинг. Из каких же слагаемых складывается рейтинг школы? Попробуем в этом разобраться. Конечно же, на первом месте качественный уровень образования, который могут дать ребенку в школе. Приветствуется возможность изучения нескольких иностранных языков, получения дополнительных образовательных услуг. Но далеко не на последнем месте находится и оценка родителями той общей атмосферы, которая царит в школе. Ведь для мам и пап их дети самые лучшие, а главное, самые любимые. И родителям вовсе не хочется, чтобы их ребенок посещал школу без особого энтузиазма. Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества в школе - одно из условий получения качественного образования. В современном быстро меняющемся мире важно научить школьника получать информацию и пользоваться полученными знаниями, а для этого необходимо с детства развивать его творческие способности.
Одна из важных составляющих атмосферы доброжелательности, несомненно, единое правовое пространство образовательного учреждения, в котором все участники образовательного процесса знают свои права, умеют их отстаивать, а главное, выполняют свои обязанности и уважают права других. В результате каждый ребенок становится сознательным носителем своей правовой свободы и обязанностей, законопослушным свободным гражданином, понимающим сущность и ценность правовой системы общества, творческим соучастником развития демократического гражданского общества (в семье, школе, будущей профессиональной деятельности). Таким образом, социальный заказ на изучение права в школе предъявляют все более настойчиво как сами учащиеся, так и их родители, общественные и государственные структуры. Поэтому вопрос о том, нужен ли предмет «Право» в школе, чисто риторический: он должен быть в школе. Вопрос в другом: в какой форме?
На сегодняшний день нет целостной концепции школьного правового образования. Однако общепризнанно, что правовая культура предполагает не только знание юридических норм, но и соответствующее поведение. Значит, правовое образование должно включать в себя не только усвоение некоторого объема информации, но и формирование навыков правового поведения, соответствующих ценностных ориентаций, создание правовой атмосферы в школе.
В обобщенном виде модель правового воспитания и образования можно представить в форме триединой задачи: формирование правового поля всех участников образовательного процесса - учителей, учащихся и их родителей.
Накопленный в школе №842 опыт по совершенствованию форм и методов правового образования позволил педагогическому коллективу школы понять, что правовой компонент может быть системообразующим во всем процессе развития и модернизации школы.
Система правового обучения, сложившаяся в течение последних двух лет, выглядит так (см. схему).
В рамках реализации правового образования у учащихся формируются отношение к праву как социальной ценности, понимание необходимости правовых знаний для жизни в обществе, навык грамотного использования в речи элементарных правовых понятий («закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение»); уточняются первоначальные представления о справедливости, равноправии, свободе, праве выбора, ответственности, защищенности, статусе гражданина, демократии, гражданском обществе, правовом государстве, роли государства и права в обществе и т. д.; появляются готовность и способность разрешать конфликт мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил; формируется умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении; происходит накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере законов школьного или классного самоуправления); расширяется опыт разработки и участия в социальных проектах и социальных практиках, предусматривающих правовое знание.
Показатель эффективности системы преподавания предмета «Право» - победы учащихся нашей школы в окружных и городских олимпиадах и конкурсах по праву. Учителя и учащиеся нашей школы активно участвуют в подготовке и проведении разнообразных мероприятий по формированию правовой культуры учащихся (олимпиады, конкурсы, открытые уроки), широко используя социокультурные возможности Москвы.
Помимо учителей и учащихся в развитии правового пространства школы принимают активное участие родители. Они неоднократно становились участниками акции «Открытый микрофон», открыто обсуждая школьные проблемы совместно с администрацией и учителями. Уполномоченные по правам членов образовательного процесса в школе проводят консультации, семинары, лекции по формированию у родителей позитивного отношения к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике.
Особое внимание в школе уделяют ознакомлению родителей с изменениями в законодательстве, касающимися процесса обучения и воспитания детей. Для этого проводят тематические родительские собрания с приглашением представителей органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, юристов.
Созданное в школе правовое пространство - динамичная система, способная к модернизации в постоянно меняющихся условиях российской правовой действительности. Педагогический коллектив школы старается следовать духу времени, готов к взаимодействию с родительской общественностью, к изучению и внедрению современных технологий правового образования и поиску новых форм работы в данном направлении.
Использование такой модели способствует, на наш взгляд, созданию в школе той самой дружественной атмосферы взаимного уважения всех участников образовательного процесса. Несомненно, это будет продолжать привлекать в нашу школу новых учащихся.

Е.ЕРОХОВА, заместитель директора школы №842