Я думаю, что как раз те люди или группы, которые пытаются разжигать ксенофобские настроения, в большей степени готовы сказать молодым людям не «ты хороший», а «ты крутой». Это очень опасно. В советское время была книжка «Преступник №1» обо всем, что делал в свое время Гитлер, в том числе работая с молодежью. В книге этому был дан очень серьезный анализ, потому что с точки зрения самоутверждение и самореализация одни из самых главных потребностей как раз в подростковый период. Человеку, который ничего собой не представляет, очень легко объяснить его значимость: «Ты крутой, потому что ты русский» или «Ты крутой, потому что немец, ариец» и так далее. Это в подростковой среде очень срабатывает.
Очень многое из того, что сейчас происходит, зависит в том числе и от контекста, в котором мы живем. Например, у меня есть семья, у меня отсутствует какая-то разница между национальностями. Но 15 лет назад мы построили дом в Малаховке. Там есть озеро, вокруг этого озера всегда было приятно гулять, но я туда уже практически не хожу, потому что в последнее время все выходные и все вечера таджики, узбеки сидят группами, звучит национальная музыка, то есть я понимаю, что идет вторжение в мою культурную среду. Я не хочу у себя дома в таком большом количестве все это слушать. Поэтому, думаю, те, кто отвечает за миграционную политику, должны четко понимать, где тот уровень, на котором мы действительно все люди равные, братья, а на каком - нет, какое должно быть процентное соотношение, чтобы для нас была среда, в которой мы себя чувствуем себя комфортно.
Мне кажется, профессия учителя заключается в том, что он должен знать, кого ты воспитываешь, кому даешь образование, чем этот ребенок дышит, живет. То есть понимать, что есть система, которую ты контролируешь. В российской педагогике накоплен огромный опыт не только индивидуальной работы, но и создания специальной образовательной и воспитывающей среды - это как раз одно из таких самых больших наших достижений. К сожалению, такие проекты очень трудно создаются.
К счастью, путешествуя по нашей необъятной Родине, я, наверное, был во всех крупных городах. Везде есть талантливые педагоги, просто болеющие, очень серьезные люди. Вокруг них есть точки роста. Но проблема-то состоит в том, что все держится (как всегда в нашей стране) на таких ярких людях. Есть талантливый педагог с ценностями, вокруг него будет большая группа детей, подростков, они будут находиться в сфере его тепла, а нет этого человека - и нет ничего. Кстати говоря, очень часто такие педагоги находятся в положении изгоев, потому что воспитывают свободных, независимых, доброжелательных людей, которые говорят, что думают, не лицемерят, а спроса на нелицемеров в нашей стране пока нет.