Понимание - один из самых важных процессов в нашей жизни. От того, как мы понимаем различные явления, события, зависит то, как мы начинаем действовать, какие эмоции переживаем, как у нас складывается общение с другими людьми, наконец, какая картина мира у нас формируется. Способность понимания связана прежде всего с тем, что у человека появляются в мышлении, в коммуникации, в действии некоторые предметные видения, образы, представления, которых ранее не существовало. И задача учителя физики - помочь ребенку научиться их понимать. Ведь с пониманием приходят интерес и уверенность, умение оценивать проблему с различных точек зрения и решать ее, умение мыслить, рассуждать, действовать. Ведь без понимания нет знания.
Каждый педагог мечтает, чтобы его ученики вышли из стен школы знающими, эрудированными, готовыми к активным социальным действиям людьми, знает, как часто мы, педагоги, ссылаемся на обстоятельства, если наши мечты не реализуются. Возможно, память и умение пользоваться алгоритмами перестали быть надежным фундаментом для образования... Можно бесконечно разгружать и перегружать телегу, запряженную лошадьми, но первой космической скорости ей не достичь! Здесь требуется кардинальное изменение двигателя или всего транспортного средства.
Научить нельзя - можно только научиться! Учитель - координатор деятельности ученика, и его задача - превратить обучение в деятельность. Василий Сухомлинский считал: «...Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Хочется, чтобы каждый урок стал для ребенка точкой отсчета, игрой, удовольствием, открытием. Потребность школы в новом учителе четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне. Это учитель, который не только учит, но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Это учитель, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности. Это учитель, который владеет психологическими аспектами обучения (обучение с учетом особенностей ребенка, создание учебной мотивации). И такие учителя в ЮВАО есть: в округе работают 285 учителей физики, более половины из них - с высшей квалификационной категорией. Большинство педагогов стали членами регионального отделения учителей физики общественного движения «Физика и образование». С неподдельной заинтересованностью и надеждами учителя физики ЮВАО приняли участие в работе Всероссийского съезда учителей физики, состоявшегося в стенах МГУ имени М.В.Ломоносова 28-30 июня 2011 года. Принятая съездом резолюция была обсуждена и одобрена на окружной августовской секции учителей физики.
Для консолидации учителей физики, создания условий для их профессионального общения и обмена опытом, а также информационно-методического сопровождения их деятельности в 2009 году был создан виртуальный методический кабинет - информационный ресурс в сети «Интернет». Его активными пользователями стали более 80% учителей физики округа, а также учителя и методисты других округов Москвы. Этот сайт дает возможность моментально узнавать обо всех новостях и предстоящих мероприятиях в области физического образования; обсуждать на форуме различные вопросы, в том числе связанные с эффективностью и качеством обучения физике; выполнять задания окружного методиста; принимать участие в различных опросах; вовремя и без затруднений (при наличии доступа к сети «Интернет») доставлять в научно-методический центр любой материал в электронном виде, а также распространять свой педагогический опыт. Лучший опыт учителей, продемонстрированный ими на семинарах, совещаниях и мастер-классах, был обобщен и издан в окружном методическом сборнике «Комплексная модернизация системы образования города Москвы».
В связи с переходом с 2012 года на новые условия финансирования в образовательных учреждениях еще острее встает вопрос о ресурсосбережении (воды, электроэнергии, тепла) для возможной экономии бюджета. Важно не только дать детям знания о ресурсах, их происхождении и взаимосвязи с окружающей средой, но и создать мотивацию для сбережения ресурсов, воспитать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля, вовлечь их в полезную деятельность по ресурсосбережению, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения. Особенно важно показать возможность личных действий каждого человека, которые могут привести к экономии ресурсов. Поэтому вполне логично, изучая на уроках физические явления и процессы, проводить разъяснительную работу с обучающимися о важности сбережения ресурсов Земли. Я разработала и опубликовала конкретные поурочные рекомендации учителям общеобразовательных школ по применению информации о ресурсосбережении на уроках физики с 7-го по 11-й класс, их получил каждый учитель физики на окружной августовской секции.
Уже ранее учителя физики нашего округа активно включились в работу по привитию навыков ресурсосбережения учащимся общеобразовательных учреждений. Разъяснительные беседы они проводили не только на уроках физики, но и на различных воспитательных мероприятиях: классных часах, школьных викторинах, родительских собраниях, школьных неделях физики, экскурсиях в ОАО «Энергосбыт», МГУП «Мосводоканал», мультимедийный класс по атомной энергии лицея №1547. В апреле 2011 года состоялась ежегодная окружная научно-практическая конференция по проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике и астрономии, в которой приняли участие 92 ученика из 27 образовательных учреждений ЮВАО, представившие 46 проектов (десять из них были отнесены в секцию «Ресурсосбережение - будущему поколению»). Это проекты «Режим ожидания электроприборов», «Применение полимерных композиционных материалов для изготовления изделий типа балок, выполняющих функцию накопителя энергии», «Пути к энергосбережению», «Эффективный источник света - первый шаг к энергосбережению», «Изучение загрязненности окружающей среды методом забора проб снега», «Физика и устойчивое развитие для энергетики и окружающей среды», «Космические энергодвигательные установки со световыми парусами», «Перспективные способы доставки грузов на орбиту», «Энергосберегающие лампочки - начало экономии электроэнергии». Все они были исследовательскими и имели экономические расчеты и практические советы. Победители и призеры были награждены подарками и грамотами.
26 апреля 2011 года в ЦО №1439 с большим успехом прошел вебинар по теме «Энергосбережение - стиль жизни современного человека». В режиме on-line были обсуждены проблемы экологии планеты, связанные с добычей и потреблением электроэнергии и других ресурсов Земли, состоялся открытый разговор с учениками о проблеме энергосбережения в центре образования. Это мероприятие получило высокую оценку в префектуре ЮВАО.
Так как же создать условия для столь успешной и продуктивной работы? Надо стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Ведь успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. И только от желаний его самого зависит процесс самопознания, самосовершенствования, обеспечивающий каждому преподавателю возможность развития любой компетенции, направленной на совершенствование образовательного процесса.

Оксана РЫЖИКОВА, методист по физике и астрономии ЮВОУО