Мы стараемся прививать детям положительное эмоциональное отношение к природе и окружающему миру, ответственное отношение к своему здоровью. Но как заинтересовать маленького ребенка такими серьезными вопросами? Как доступно рассказать ему о закономерностях и явлениях окружающего мира? В решении этих задач помогает такой прием, как привлечение детей к практической деятельности. Каждый ребенок - прирожденный исследователь, а наша задача поддержать исследовательский интерес ребенка. Для этого в экологическом комплексе была организована лаборатория, в которой есть микроскоп, лупы (для каждого ребенка), различные виды мисочек, стаканчиков и природных материалов для детского экспериментирования. Руководствуясь древним китайским изречением «То, что я услышал, я забыл, то, что я увидел, я помню, то, что я сделал, я знаю», к каждому блоку занятий мы сделали подборку опытов с учетом возрастных особенностей и безопасности детей. В лаборатории дети превращаются в ученых-исследователей, обследуют различные объекты природы, активно ведут диалог, высказывают свои предположения и имеют возможность проверить их опытным путем, учатся сравнивать и обобщать свои наблюдения, делают выводы: например, какие предметы тонут, а какие - нет, можно ли поймать воздух.
Для самостоятельной опытно-исследовательской деятельности в группах (начиная с 4 лет) оборудованы уголки экспериментирования, в которых помимо природного материала есть карточки-картинки с алгоритмом проведения опытов (с учетом возрастных особенностей и безопасности детей).
Самостоятельная опытно-исследовательская деятельность детей идет и во время прогулок. Для этого на улицу выносим необходимое оборудование: лупы, цветные стеклышки, палочки, иногда выносим и микроскоп.
Хорошей традицией стало проведение совместных детско-родительских занятий. Это помогает приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, повышает их педагогическую компетентность, а также способствует расширению знаний и возникновению интереса к экспериментированию. Результатом этого стало то, что дома детям также предоставляют возможность для проявления инициативы и самостоятельных исследований.

Г.НИКАНОРОВА, старший воспитатель ЦРР - детского сада №1622;
Т.МАШКОВА, педагог дополнительного образования ЦРР - детского сада №1622