А почему вдруг сразу неуспешность, с чего вы взяли, почему так сразу заклеймили? - попыталась удивиться я абсолютно некстати.

Но старший воспитатель Людмила Пивоварова только улыбнулась:
- А это, считайте, иная формулировка нашего другого проекта, связанного с психоэмоциональным благополучием детей раннего возраста. Ведь в проблемы неуспешности как раз и входит неблагополучная ситуация с уровнем развития речи, самоорганизации, психологической успешности и интеллектуального развития, степенью готовности ребенка к взрослению. Ведь давно не секрет, что в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, очень небольшой процент новорожденных в стране появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. А ведь нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Показывая фотографии, Людмила Васильевна продолжала: «Эта проблема нам, как и другим нашим коллегам, хорошо знакома, вот и решили мы в коллективе определить, в каком ключе работать над ней, как найти эффективные методы. И помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания начали использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. На самом деле это форма активной терапии, цель которой - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой».
Логопед, музыкальный работник, все воспитатели долго и подробно изучали вопрос: что за методика, почему именно логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуют заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимосвязь этих компонентов может быть разнообразной, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатываются ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Основные задачи логоритмического воздействия:
    развитие слухового внимания и фонематического слуха;
    развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
    развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственной организации движений;
    воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
    воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
    развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
    формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
    формирование, развитие и коррекция слухозрительно-двигательной координации.
«Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы, - по очереди объясняли мне суть методики специалисты детсада. - Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. Это может быть сказочный сюжет, тема времен года, сбора урожая, похода в лес, семьи и дома и дальше, сколько хватит фантазии. Особенно мы стараемся в сюжете занятий использовать рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме».
Логоритмические занятия нужны для развития всех компонентов речи, слуховой функции, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. Для этого и используются разные средства. Педагоги перечислили основные: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеукрепляющие и коррекционные. При этом общеразвивающие упражнения воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног, по характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами и без предметов. А коррекционные упражнения применяют для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки. А еще есть упражнения и игры для развития общей тонкой моторики; для развития мимики - артикуляционная гимнастика; упражнения, активизирующие внимание, ритмические упражнения и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков. Наконец, несюжетные и сюжетные подвижные игры с элементами спорта. «Важно, что элементы логоритмики воспитатель использует на своих занятиях в течение всего учебного года», - подытожила старший воспитатель.
Обе Светланы Владимировны даже немного продемонстрировали мне те самые упражнения про теленка с молоком и улыбкой, про то, как облизывать варенье или дуть на широкий кончик языка, просунутый между губами, как произносить на выдохе: «Ах, какой душистый чай» или пропевать вокальные упражнения для развития силы голоса и автоматизации звуков, а потом делать мимические упражнения, не забывая «открывать водичку» с помощью вдохов - выдохов, причем под песенку той самой водички.
Выводы, которые педагоги сделали после года работы по этой методике, самые оптимистичные - дети, которые поначалу не умели даже говорить, стеснялись сверстников, уже после месяца занятий показывали положительную динамику, с удовольствием играли и начинали делать успехи в произношении.
Вот так мы опять добрались до ключевого слова - «успешность». О том, как это важно для взрослого, знают, наверное, все, а вот как эта самая «успешность» может осветить, облегчить, сформировать жизнь ребенка, знают, наверное, в основном только педагоги.
Тут самое время рассказать о воде в бассейне и самой хозяйке детсадовского бассейна - инструкторе по плаванию Елене Чеховой. Она мастер спорта по прыжкам в воду, а в саду нашла себя, потому что обожает ранний возраст, и этот самый возраст отвечает ей полной взаимностью. Пяти- и шестилетние воспитанники полностью подготовлены для большого бассейна, ежегодно занимают призовые места в окружных соревнованиях по плаванию, получают медали, дипломы и грамоты на городских соревнованиях в бассейне «Олимпийский».
«Из каждой своей детсадовской группы в 25 человек могу выставить на соревнования в 25- и 50-метровых бассейнах примерно по 10 человек, - уверена Елена Сергеевна. - Причем плавать каждый должен всеми четырьмя стилями - кроль на груди и спине, брасс и баттерфляй. Мы в детсаду, считайте, готовим профессиональных спортсменов. Недавно на соревнованиях я случайно увидела результат моей шестилетней воспитанницы и уточнила - по результатам это был третий юношеский разряд! Но никто даже не был готов так квалифицировать и наградить детсадовского ребенка».
Елена Сергеевна неожиданно мечтательно улыбнулась: «А вообще важнее даже любых соревнований ощущение, что им хорошо. Войдешь в помещение, улыбнешься им, включишь музыку и видишь, как дети расцветают».
Об успешности мы с тренером не говорили, но и без этих слов было ясно, что ничего, кроме успеха, и не может быть, когда столько доброты, опыта, мастерства дарит своим малышам Чехова: «Учу их чувствовать сопротивление воды, вставать, бегать, перепрыгивать на руках животиком вперед, как дельфинчики, или ходить на руках - животом и спиной, - как крокодильчики. Или бывают «винтиками» - отталкиваются от дна и крутятся на кругах, не боятся брызгаться, умеют прыгать лицом вниз с бортика - «спадики». И все эти первые шаги потом превращаются в победы».
А мне от себя хотелось добавить - еще превращаются в счастливые случайности. Потому что я уже знала историю о том, что однажды, когда в бассейне не было нужного напора воды и он очень медленно набирался, Чехова, чтобы не терять времени, пригласила побегать по щиколотку в воде самых маленьких детсадовцев - двухлеток. И они так веселились, резвились и играли, что не заметили, как вода дошла до уровня груди у каждого, и никогда до этого не плававшие дети без всякого страха и уговоров продолжали плескаться и брызгаться. Так вот и появилось то самое открытие, секрет которого знает тренер Чехова, готова делиться им с коллегами на семинарах, но не уверена, что, хоть и очень нравится эта идея, она им подойдет. Просто потому что далеко не все захотят и получат разрешение именно так набирать бассейн - вначале понемногу и для двухлеток, потом придет более старшая группа, и воды будет уже побольше, а потом уже и те придут, кто может плавать, не доставая дна, им уже не требуется чувствовать дно, как начинающим двухлеткам, благо к пяти годам все у Чеховой плавают теми самыми вышеперечисленными стилями. Именно так строят расписание занятий по плаванию, и не иначе, потому как это работает на основную идею воспитательного процесса, которой придерживается весь коллектив, - дети должны чувствовать свой успех, а раз так, значит, и ошибку в подаче воды можно обернуть на пользу!
«И что же, так у вас все эти малыши и прыгают в бассейн, и не плачут?» - вопрос мой к Чеховой был не праздный, столько раз видела, как ревущих детей мамаши пытались и силой, и хитростью, и посулами заманить в воду.
«Что вы, постоянно приходят дети, которых не то что в бассейн, а и в раздевалку не заманишь, ничего с себя снимать не дают! - легко и задорно улыбается тренер. - Я предлагаю им просто походить со мной за руку вокруг бассейна, посмотреть, как другие смело там бултыхаются, побросать туда игрушки, перекинуться мячами, а когда они неизбежно захотят тоже поймать и достать свои брошенные игрушки, предложить им снять хотя бы тапки и колготы - ведь не в них же лезть за игрушкой в воду! И так постепенно они и сами не заметят, как побегут по воде, а потом уж и «дельфинчики», и «крокодильчики» пойдут. Успех будет обеспечен!»
Короче, как и всегда и всюду, успех вырастает там, где есть любовь, доброта, терпение и забота и желание помочь. Малышам детсада №2410 и тем ребятам из микрорайона, которые тоже приходят на занятия по плаванию, с этим здорово повезло. А для нас с вами увеличатся шансы получить для общества больше счастливых людей, выросших с ощущением успешности.