В​ряд ли найдется логопед, который не встречался со следующей ситуацией: дефект несложный, ребенок умный, а работа не идет. Логопед и воспитатели регулярно занимаются, уделяют большое внимание ребенку, а результаты незначительны. И вдруг выясняется: родители считают, что у ребенка нет речевых проблем (несмотря на то что ребенок посещает группу для детей с общим недоразвитием речи). Следствие такого родительского мнения - отсутствие занятий с ребенком вне детского сада, негативность со стороны родителей по отношению к педагогам.

Специалисты давно признали родителей главными педагогами (воспитателями) своего ребенка. Родители большой авторитет для дошкольника, они имеют возможность ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении. В то же время разногласия педагога и родителя становятся основной проблемой, тормозящей учебно-воспитательную работу.
Для того чтобы избежать таких проблем, суметь спрогнозировать результативность работы с ребенком, мы предлагаем в начале учебного года наряду с диагностикой детей проводить некоторые диагностические мероприятия по выявлению особенностей родительского отношения к ребенку и его дефекту. Некоторые мероприятия апробированы нами в течение двух лет и позволили значительно улучшить качество педагогического воздействия на ребенка путем выбора наиболее правильной стратегии общения с родителями.
На первом же собрании мы предлагаем родителям заполнить специально подготовленную анкету. Цель анкеты - выявить, сколько времени родители уделяют своим детям, чем конкретно занимается взрослый с ребенком. Интересно, что результаты опросов показали: только небольшая часть родителей (15-20%) не проводят специально организованных занятий с детьми, но при этом 50% не играют со своими детьми. Занятия, организованные родителями, как правило, заключаются в чтении детской литературы, не всегда соответствующей возрасту.
По результатам анкетирования логопед совместно с родителями проводит «круглый стол», направленный на обсуждение проблемных вопросов. Воспитатели оформляют стенд с конкретными рекомендациями по возрастным требованиям к литературе, игрушкам, одежде, выпускают журналы с подборкой различного речевого материала, рекомендациями для родителей (чем можно заняться с ребенком, куда пойти, что интересного увидеть).
Еще одно мероприятие - это написание родителями сочинения на тему «Портрет моего ребенка». Логопед предлагает такой примерный план сочинения:
    Мой ребенок. Какой он? (Индивидуальные особенности личности, поведения вашего ребенка.)
    Как говорит мой ребенок. (Речь вашего ребенка, ее особенности, трудности.)
    Перспективы развития и обучения вашего ребенка. (Ваши ожидания от работы педагогов детского сада, собственных усилий, самого ребенка.)
Цель анкетирования - определение уровня критичности родителя по отношению к ребенку. Нам интересно узнать, насколько реально взрослый оценивает проблемы ребенка, готов ли принимать эти проблемы и решать их совместно с педагогами.
Сведения, полученные из сочинений, мы обязательно сравниваем с анкетами, обращаем внимание на противоречия, на слишком критичные замечания или, наоборот, слишком восторженные.
На основании полученных данных мы проводим индивидуальные беседы с родителями, желательно с мамой и папой вместе. Вопросы уточняем и разъясняем, вырабатываем единую политику воздействия на ребенка. При необходимости и с согласия родителей на такую беседу можно пригласить психолога.
Часто педагоги годами не видят родителей ребенка, в детский сад приходят бабушки и дедушки. Мы можем сколь угодно долго разъяснять, что бабушки и дедушки не считаются законными представителями детей, но при этом нельзя не учитывать степень их влияния на ребенка, его окружение и методы воспитания и обучения дома. Для того чтобы педагог имел возможность общаться со всеми значимыми членами семьи ребенка, мы устраиваем «круглый стол» под названием «Бабушкина гостиная». На такое «заседание» приглашаются бабушки и дедушки, принимающие активное участие в воспитании своих внуков. В неформальной обстановке за чашкой чая мы обсуждаем насущные проблемы воспитания и обучения наших детей. Логопед выполняет функции «хозяйки гостиной», ни в коем случае не читает никаких лекций, а лишь корректно направляет разговор в нужное (тематическое) русло. Неформальность мероприятия позволяет создать более благоприятную и доверительную обстановку между участниками. Старшее поколение мы не ставим в положение учеников, при этом решаем актуальные проблемы учебно-воспитательной и коррекционной работы с дошкольником. Такая форма работы может быть очень полезной для молодых специалистов, они могут почерпнуть много интересного из богатого жизненного опыта старшего поколения. На такие встречи также можно приглашать других специалистов учреждения.
Для того чтобы партнерство логопеда и семьи было более тесным, необходимо поддерживать тесный контакт с родителями в течение всего учебного года, при этом обязательно надо учитывать данные, полученные в результате диагностики детско-родительских отношений. Мы стремимся, чтобы родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников педагогического процесса.
В своей работе мы активно используем разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей. Наряду с такими традиционными формами работы, как родительские собрания, тестирование и анкетирование, дни открытых дверей, родительские пятиминутки, консультации-практикумы, тематические «круглые столы», организация выставок, мы практикуем новые формы взаимодействия педагогов с родителями.
Некоторые виды заданий при проведении процедуры диагностики дошкольников мы проводим в присутствии родителей (это помогает родителям увидеть успехи и трудности ребенка, особенно если родитель сомневается в словах логопеда). Для нас важны «открытые занятия наоборот», когда родитель проводит занятие, а логопед выступает в роли наблюдателя - такое занятие можно зафиксировать на видео, а затем вместе с родителями выявлять ошибки (мы стараемся, чтобы родитель сам обнаружил свои недочеты).
Мы используем «Домашние игротеки» - родители, выступая в роли консультантов для логопеда и других родителей, делятся своими приемами учебно-воспитательной работы.
Часто мы встречаем родительское непонимание насчет того, для чего нужны те или иные задания. Например, задания, направленные на развитие кинестетических ощущений. Для разъяснения возникшего недопонимания мы проводим тематические консультации-практикумы. На них присутствуют родители вместе с детьми. Интересно наблюдать за тем, как дети начинают обучать взрослых, а взрослые немного становятся детьми.
Особое место в нашей работе занимает развитие у дошкольников чувства языка. Известно, что языковая интуиция - это в первую очередь результат языковой практики. В целом языковая интуиция - неотъемлемая составляющая творческого языкового процесса, а потому необходимо постоянно совершенствовать и стимулировать языковое творчество ребенка. Мы предлагаем привлекать к этому процессу родителей. Совместное придумывание сказок, историй, театральных сценариев, оформление книжек-раскладушек делает ребенка и взрослого партнерами, значительно стимулирует языковое творчество, позволяет добиваться больших успехов в коррекционно-развивающей работе.
Подобные мероприятия способствуют установлению доверительных партнерских отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, решению многих явных и скрытых проблем в отношениях между педагогами и родителями, созданию благоприятного психоэмоционального климата, формированию партнерских детско-родительских отношений. А значит, детский сад, родители и ребенок с проблемами в развитии становятся единой командой, которая обязательно преодолеет все трудности.

Е.КАРПОВА, Л.НЕССОНОВА, учителя-логопеды детского сада компенсирующего вида №735