Для оказания помощи родителям в воспитании детей, имеющих нарушения общего и психического развития, на базе нашего дошкольного учреждения - детского сада №497 была создана Служба ранней помощи (СРП). Работа нашей службы направлена на психолого-педагогическую коррекцию и всестороннее развитие детей группы риска или уже имеющих проблемы развития в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. В СРП в течение недели выделяем 3 часа на индивидуальную работу дефектолога, педагога-психолога, логопеда, музыкального руководителя с каждым ребенком. Опираясь на наблюдения за ребенком и сведения анамнеза, на каждого ребенка они составляют индивидуальную программу, учитывающую все особенности малыша. В программе определяют перспективы развития ребенка на ближайший период. Родители, обязательно присутствующие на занятиях, имеют возможность получить консультацию у каждого специалиста. Также мы открыли Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР). Родители дошкольников присутствуют на занятиях, проводимых педагогами и психологами, наравне с детьми активно участвуют в разнообразных формах деятельности.
Большое внимание мы уделяем формированию межличностных отношений детей и родителей. Анализируя вопросы, которые чаще всего родители дошкольников задают специалистам, мы пришли к выводу, что необходимо создать новую форму работы с родителями, которая бы не только давала возможность передать им необходимые знания, но и развивала бы их личностный, творческий и интеллектуальный потенциал. Такой новой формой работы с родителями стал родительский клуб, который получил название «Клуб талантливых родителей». Почему мы дали клубу такое название? Оно не могло быть другим, только талантливые родители могут всесторонне и гармонично развивать собственного ребенка.
Основной целью деятельности клуба стало оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, развитие творческих способностей родителей, дедушек и бабушек.
Психолог составил план работы клуба, который отражал работу по таким направлениям, как:
    обучение дошкольников игре;
    особенности развития когнитивной сферы ребенка от рождения до 4 лет;
    особенности развития личностной сферы дошкольника;
    организация различных видов деятельности с детьми раннего возраста;
    организация семейных детских праздников и досугов.
Занятия в Клубе талантливых родителей проходят один раз в неделю, в содержание работы входят рассмотрение теоретических вопросов воспитания и развития детей, а также различного рода практические занятия. Мы учим родителей лепить, рисовать, танцевать, петь. Очень интересно проходят практикумы по выразительному чтению. Выяснилось, что многие родители никогда не задумывались о том, какое влияние на ребенка оказывает выразительность их речи при чтении художественных произведений. Большое внимание мы уделили показам способов работы с иллюстрациями. На занятиях мы знакомим родителей с работами иллюстраторов детских книг (А.Пахомова, Ю.Васнецова, Е.Рачева, Е.Чарушина).
В начале работы многие родители стеснялись выполнять задания (нарисовать, выразительно прочитать) в присутствии других, но общая доброжелательная атмосфера и поддержка педагога-психолога помогли им преодолеть стеснение. Мы с большим удовлетворением отметили возросшую активность членов нашего клуба. Они по собственной инициативе приносили на занятия разные книги, альбомы, поделки и рассказывали о том, как используют их в работе с детьми. Многие родители стали интересоваться литературой по вопросам воспитания и развития детей, а также делились друг с другом впечатлениями о прочитанных книгах. Даже гимн нашего клуба создали сами родители:

Чтоб понять того, кто меньше,
Нужно стать намного меньше
И превратиться из великана
В гражданина чуть ниже
дивана.

Чтоб понять того, кто меньше,
Нужно проще смотреть
на вещи
И удивляться каждый день,
Словно в первый раз.

Чтоб понять того, кто меньше,
Вспомни высокие папины
плечи
И как умещался город
 огромный
На твоей малышке ладони.

Чтоб понять того, кто меньше,
Просто спеши ему навстречу
И постарайся в огромных
ладонях
Его маленький мир удержать.

Работа клуба, по отзывам родителей, помогла им осознать значимость детства, понять необходимость целенаправленной работы с детьми, она постоянно совершенствуется. Мы отметили также значительные позитивные изменения в развитии детей - дети научились общаться, играть, петь, танцевать, то есть они овладели всем тем, что понадобится им для безболезненной адаптации к дошкольному учреждению.

Н.АНУФРИЕВА, старший воспитатель детского сада №497