Как подчеркивается в концепции, в настоящее время 45% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения в развитии. В связи с этим  расширение прикладных исследований в области здоровьесбережения продолжает сохранять свою  актуальность. Отечественные авторы убедительно доказали, что гармонизация отношений с природой выступает одним из важнейших условий благополучного всестороннего развития и социализации детей в условиях детского сада и семьи (Т.Копцева,  В.Мартынович,  М.Маханева,  С.Николаева,  Н.Рыжова).
В дошкольном образовательном учреждении №403 (заведующая почетный работник общего образования Российской Федерации Т.Зенина) два года осуществляется экспериментальная работа по обогащению навыков природопользования и общения детей и взрослых с живой и неживой природой с целью повышения стрессоустойчивости.
Основу теоретической базы исследования составил междисциплинарный подход в понимании природы стресса и стрессоустойчивости с точки зрения медицины, психологии состояний, психологии телесности, экологии, семейной педагогики и психологии (Г.Селье, Л.Куликов, О.Михайлова, И.Паунггер, М.Станкин,  А.Уманская). Для выстраивания логики исследовательской работы было важно проанализировать различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов на стресс и получить ответ на вопрос: почему человечество страдает от стресса?
Специалисты разных областей знаний считают, что в определенной мере это происходит из-за потери контакта людей с природой. Развитие цивилизации породило у наших современников иллюзию, что теперь знание законов природы излишне, так как созданы новые промышленные технологии, эффективные медицинские препараты. Но стресс возникает вновь и вновь, например, в ситуации, когда индивидуум не  может справиться с очередной задачей по причине стремительного потока дел или пренебрежения условиями, подпадающими под определение  нужного момента. Получается, что стресс в большинстве случаев люди устраивают себе сами - как результат истощения запасов  адаптационной энергии. В итоге это приводит к депрессии, от которой сегодня страдает каждый пятый человек на Земле.
Дети и взрослые переживают в жизни стрессовые события, но не все страдают от стрессового расстройства. По мнению ряда авторов (Л.Китаев-Смык, Л.Марчер), корень такого расстройства - комбинация, включающая состояние вегетативной нервной системы в момент травматического события,  интерпретацию события (связанную с прошлым опытом),  физические и психологические ресурсы, доступные человеку на момент травмы.
Специалисты отмечают, что доступные ресурсы отчасти зависят от уровня моторного развития человека. Дети, инвалиды, пожилые люди, как правило, имеют меньше физических ресурсов, доступных им в ситуации стресса,  из-за возрастных ограничений. Моторные ресурсы могут быть также подавлены из-за задержки в развитии или ранее пережитого травматического опыта.
Сегодня многие авторы выступают с убедительными доказательствами существования детского стресса, описывают его воздействие на поведение и здоровье детей. Однако для большинства  молодых родителей словосочетание «детский стресс» непонятно, многие склонны связывать негативное поведение детей с другими  самыми разными причинами. Поэтому в формирующей части нашего исследования мы ставили задачи способствовать повышению эрудиции взрослых (педагогов и родителей) в понимании природы стресса,  обогащать опыт родителей навыками практического использования природных объектов и явлений для повышения стрессоустойчивости ребенка.
Рабочая  гипотеза исследования состояла в следующем: в условиях динамичного и стрессогенного ритма жизни в мегаполисе эффективной профилактикой стрессов выступает экологически целесообразное общение с природой, так как все сферы человеческого бытия тесно связаны с общением с животным и растительным миром, с явлениями и предметами неживой природы.  
Ход исследования  мы осуществляли в соответствии с основными этапами инновационного процесса. Например, на этапе сбора информации и последующего  анализа ситуации с выявлением проблем  мы применяли такие методы диагностики, как анкетирование и тестирование педагогов и родителей, интервьюирование детей, рисуночные методики. Анализ собранных  данных позволил убедиться в том, что нестабильность семьи связана в большой степени с подверженностью взрослых бытовому стрессу. Лишь чуть больше 20% родителей ответили, что не подвержены стрессам.
Родителям в состоянии стресса трудно заметить и признать, как они сами, осознанно или нет, провоцируют возникновение очагов напряженности у себя дома. В результате вместо тихой гавани и  надежного тыла современная семья становится для детей источником стресса. Анализ диагностических данных позволил четче определить потребности в изменениях.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась по двум направлениям - эколого-оздоровительному и психолого-педагогическому.
В рамках первого направления в детском саду была создана комфортная здоровьесберегающая среда. Для этого активно используется природно-ландшафтный  дизайн  помещений и участка, в частности фитомодули зимнего сада, экологические объекты на прилегающей территории.  Во время занятий  физической  культурой  особое внимание уделяется тренировке мышц и рефлекторных движений, проведению двигательных игровых пауз, закаливанию природными средствами. Родители и педагоги обучаются оздоровительным методикам, в частности методике  точечного  самомассажа по А.Уманской.
В рамках психолого-педагогического направления психологом детского сада проводятся релаксационные игровые сеансы с детьми и детско-родительскими парами в сенсорной комнате. Педагоги участвуют в консультациях и тренингах,  в результате чего активнее начинают опираться на игру и юмор для снятия у детей напряжения и переключения на позитивный настрой.
Педагоги ознакомились с подходами к сопровождению  психомоторного развития детей от рождения до 7 лет  - с позиций методики бодинамического анализа, разработанной в Институте соматической психологии развития  (Копенгаген, Дания). Сотрудники этого института научно подтвердили, что «встреча» ребенка (по мере взросления) со стрессом любой интенсивности способствует созданию паттернов мышечного напряжения (Л.Марчер). Поэтому тренировка мышц и рефлексов способствует улучшению общего самочувствия детей - помогает наладить связь тела и разума, расширяет способность справляться с сильными стрессовыми эмоциями.
Чтобы повысить компетентность взрослых в общении с детьми, в том числе  соматическую, связанную с чувствительностью к физическим (телесным) сигналам ребенка, была  начата  апробация  вновь разработанной образовательно-игровой программы для родителей «Как дружба в семье с природой защищает от стрессов?». Разработка  этой программы позволила вовлечь в инновационную деятельность всех педагогов дошкольного учреждения.
В процессе подготовки к встречам с детьми и родителями воспитатели продумывали информационную часть о природе стресса и способах его преодоления, а также практическую часть по обогащению родительского опыта. Тематику встреч составили, например, вопросы о знании законов природы и навыках общения с живой и неживой природой,  об использовании «зеленой аптеки» дома и в детском саду,  о песочной игротерапии, об антистрессовом растительном питании. Состоялось знакомство с отечественными аппаратами саморегуляции организма, одобренными Минздравом РФ для домашнего применения (например, «Микро-Лэнар», разработанный доктором медицинских наук Э.Каструбиным, электромагнитный прибор «Парацельс-М»).
В рамках реализации образовательно-игровой программы были подготовлены тематические буклеты для родителей по темам «Жизнь без стрессов в гармонии с природой», «Секреты здорового питания для вашей семьи», «Кошки - символ спокойствия и уюта в вашем доме», «Ребенок в ситуации семейного разлада», «Зеленая аптека в доме», «Чеснок и лук от многих недуг».
Исследовательская работа пока не завершена, но первые результаты позволяют говорить о том, что  продвижение родителей к лучшему осознанию своей ответственности за качественное семейное воспитание защитит детей от стрессов и травм развития.

Елена АРНАУТОВА, научный руководитель городской экспериментальной площадки детского сада №403