Татьяна ИВАНОВА, первый проректор Московского  гуманитарного педагогического института:
- Тема учительских кадров сегодня очень актуальна. Не секрет, что учительский корпус не омолаживался уже долгое время, и тому  были объективные причины. Но я бы поостереглась отказываться  от тех, кто имеет солидный стаж и опыт педагогической работы. Это не балласт, это основа нашей школы, основа, которая  не позволяет нашей школе стать легковесной. Но, с другой стороны, надо  признать, что  не все старые кадры можно считать золотым фондом  столичного образования.  Мы готовим смену, выпускаем качественно подготовленных  молодых учителей, наш центр качества  следит за тем, как устраиваются на работу наши ребята. Хотя вроде бы спрос на молодые кадры есть, нет другого - мест в школах. Поэтому  трудности возникают с этим, а не с тем, что наши выпускники не хотят работать в школе. Хотят,  и готовы к самой трудной работе.  Для этого  мы ввели особый вид практики - педагогические мастерские, когда у нас студенты уже со 2-го курса идут в лучшие школы Москвы и погружаются в атмосферу школы. Мастерскими руководят лучшие директора столицы. После такой практики нашим  выпускникам  не надо потом адаптироваться, поэтому их берут с большим удовольствием. Но те ребята, которые не входят в наш проект «Педагогические мастерские», уходят - нет мест. Реально мы трудоустраиваем порядка 60% выпускников, и это  хороший процент. В 2012 году все педагогические вузы массово выпустят бакалавров в области педагогики, это особая категория выпускников.  Для  того чтобы  воспитать  бакалавра полноценным педагогом,  директора готовы  взять на работу бакалавров,  но пока только на продленку.  Не каждый  выпускник бакалавриата согласится  на такую работу, он видит себя учителем, а доверить бакалавру работу в выпускных классах  решится не каждый директор. Для того чтобы преподавать в школе, молодому педагогу нужно окончить   двухгодичную магистратуру, поэтому, я думаю, в следующем году проблема трудоустройства выпускников еще более обострится.  Есть золотой фонд учителей, для молодых учителей это просто находка. Но вести часы, когда приходит другое поколение выпускников, владеющее всеми теми технологиями, которые, может быть,  уже не под силу ветеранам, учителя-пенсионеры подчас уже не могут.  Какой-то процент, действительно светлые головы, быстро переучиваются или повышают свою квалификацию,  еще фору дадут молодежи.  Они могли бы вести гостиные, семинары, приходить на уроки к молодым и методически что-то подсказывать, помогать. Но как школа будет оплачивать их работу в условиях подушевого финансирования?  Убеждена, что должна быть  особая статья финансирования, для того чтобы директор мог оперативно предложить то, что для уважаемого ветерана интересно.

Илья БОЗЕВ, учитель истории Центра образования №109, кандидат исторических наук:
- Я начал работу в школе, еще учась  на 3-м курсе дневного отделения. Можно сказать, что повезло: с одной стороны,  вуз помогал работе, с другой - работа вузу. Когда  наша учеба закончилась, с потока в школу пошли только 7 человек: у одних не было на то желания,  других  останавливало то, что в обществе сложилось мнение, что профессия учителя непрестижна.  
Один мой ровесник даже пошутил:  раньше пугали - не будешь учиться, пойдешь в дворники, а сейчас пугают - не будешь учиться,  пойдешь в учителя!
Как относиться к учителям-ветеранам?  Это двоякая проблема. С одной стороны, учитель, отработавший в школе 10, 20, 30 и больше лет, все-таки теряет драйв, в некоторых странах, например, в суде этот человек не дает показания,  так как его считают  подчас даже не  совсем адекватным.  С другой стороны, эти  учителя знают, как в кризисных, тяжелых ситуациях повести себя, где очарование молодости не справляется, приходит на помощь опыт.  Но очень сложно выработать объективные  критерии оценки труда.
 Я начинал свой путь в коллективе опытном, сложившемся, учителя там работали более 30 лет. И конечно, у меня все было: и с расписанием не очень-то хорошо, и  оплата  выше,  и какие-то интриги,  с этим и многим другим приходилось сталкиваться. Но опытные коллеги  очень сильно помогали методически,  это для меня было школой молодого бойца. Сейчас, работая в замечательном учебном заведении, я не сталкиваюсь с подобными проблемами,  большую роль  тут играют традиции в отношении опытных учителей. У нас есть такие традиции, а вот в моей предыдущей школе очень некрасиво поступили с директором: ее  просто выгнали и с директорского поста, и с преподавательского в связи с назначением нового директора. Она была, конечно, в возрасте, но, по общему признанию и учеников, и учителей, могла работать еще какое-то время. Ей сейчас очень тяжело находиться дома.  Смена поколений должна быть, но делать это нужно тактично и даже деликатно.