КЛАП - так незамысловато назвали свое объединение гимназисты. Сегодня трудно представить, что было бы, если выпускница вуза, приобщившаяся к авторской песне в студенческие годы, не пришла бы работать именно сюда. Ведь могла Ирина Генриховна выбрать аспирантуру, обладательнице красного диплома прочили прямой путь в науку. Хотя от судьбы, говорят, не уйдешь. Сейчас учительница и руководитель КЛАПа, то есть Клуба авторской песни, Конова пишет диссертацию. Тема, конечно же, связана с педагогическим потенциалом авторской песни. «Когда мы, к примеру, начинаем внимательно вслушиваться в известную песню о бумажном солдатике, - рассказывает Ирина Генриховна, - то ребята удивляются, в каждом куплете у эпитета «бумажный» разное значение. Подбираем к ним синоним». И этому внимательному «вслушиванию» учат не только юных бардов. Все гимназисты пишут сочинения по музыкальным впечатлениям. Разработан специальный цикл уроков для 5-11-х классов. Кстати, инициатор необычных уроков провела интересное исследование о том, как классики, к примеру Тургенев, Толстой или Куприн, «переводили» музыку на язык слова. Сравнила потом с тем, как это делают современные писатели. (Но об этом отдельный разговор. Мы договорились с учительницей из Сыктывкара, что она напишет статью в «УГ».)
Честно признаюсь, на фестиваль «Зеленая карета» я отправлялась с некоторым предубеждением. Рассуждала так: что можно услышать от нынешних школьников, для которых книжку прочесть - личное достижение, а уж стихи наизусть выучить - подвиг? Но уже в самый первый день на «круглом столе» «Педагогика авторской песни» мне стало стыдно за свой снобизм. Увидела воочию, занимаются-то с детьми профессионалы, талантливые люди, обладающие к тому же неиссякаемым вдохновением. Вот только откуда они его черпают? Их труд оплачивается мизерно, замечается мало и, простят меня собратья по перу, применю немодное выражение, пропагандируется слабо. И пусть после каждого выступления ульяновских «Витаминок», артистичных, ярких, талантливых ребят, зрители буквально отбивают от восторга ладоши. Это ничуть не помешало в свое время местным властям подготовить предписание о выселении авторской школы Александра Додосова (ребята еще любовно называют своего маэстро До-до-си) из обжитого и уютного помещения. И это при том, что ежегодно питомцы Додосова дают более ста концертов. И не только в родном Ульяновске. (Однажды после выступления юные исполнители авторских песен услышали: «Вы никакие не витаминки, вы - поливитамины для души».) Александру Николаевичу Додосову при всех его регалиях, он профессор, доцент кафедры хорового дирижирования Ульяновского госуниверситета, заслуженный работник культуры РФ, принцип остаточного финансирования и остаточного внимания хорошо известен. Как, впрочем, и всем, кто сегодня «окультуривает» наших детей.
Елена Алексеева, руководитель кружка авторской песни из Запорожья, убеждена: ныне бардовская песня актуальна как никогда, ведь размытость границ между добром и злом приобрела уже характер индустрии. Авторская песня в этой ситуации дает возможность не сбиться с пути, она, по словам Елены Ивановны, оказывает эмоционально-оздоравливающее влияние не только на исполнителя, но и на слушателя. Выпускница Мастерской авторской песни Высшей школы деятелей сценического искусства РАТИ (ГИТИС) разработала свою учебную программу. С 2008 года она имеет счастливую возможность претворять ее в жизнь на базе запорожского Дома детского и юношеского творчества. И отдельное спасибо украинскому государственному Центру внешкольного образования, возглавляет который Виталий Владимирович Ткачук, за помощь. (Я не случайно почти дословно привожу слова украинской участницы фестиваля. Далеко не всегда наши подвижники находят моральную и материальную поддержку у себя в регионах.) А много ли надо педагогу для счастья? На заключительном гала-концерте, проходившем в ДК «Подмосковье», юного барда Михаила Равича из Запорожья с его артистичным представлением известной песни «Глафира» провожали восторженными возгласами «Браво!». Они адресовались, конечно, и наставнику.
Бардовская песня, покинувшая в свое время вузовские аудитории, не затерялась. Педагоги проторили ей дорогу в школу, создавая при этом свои программы и учебники. Так, Светлана Смагина из Орска для своих «белых вороняток» подготовила два пособия - «От ноля до первых песен» и «От первых песен к любимым». И еще напишет, хватило б только сил и времени. Воспитанницу клуба «Белая ворона» Диану Абдуллаеву с ее творением «Девочка, ведущая дневник» зал слушал затаив дыхание. Хотя о том, что автор провела в инвалидном кресле долгие годы, в песне ни слова. Но пробирало до мурашек по коже. Я не могла не подойти к Диане в антракте. Призналась, что меня зацепила не только песня, но и стихотворение, которое она прочла вчера. («Гитара по кругу», мастер-классы, микрофонная практика - неизменные атрибуты фестиваля.) «Если бы не клуб «Белая ворона», - сказала Диана, - то я бы, наверное, не смогла встать на ноги. И не было бы ни фестиваля, ни слов ваших... А теперь такой добрый заряд получила, целебный. - И добавила: - Правда-правда!» Верю, славная девочка.
Конечно, я не утерпела и рассказала об этом вдохновителю или, как теперь модно говорить, координатору проекта, чьими усилиями уже второй год подряд «Зеленая карета» собирает юных бардов со всех городов и весей. Леонид Петрович Беленький, выслушав тираду, как песня человека «выпрямляет», напомнил о книге, которую вручали всем участникам «круглого стола». Называется она «Воспитательный потенциал авторской песни». А можно добавить еще и эпитет «целебный».
Спасибо вам, дарители целебного слова: Евгений Малыгин из Петропавловска, что в Казахстане, Алина Харченко из Бийска, Алина Пасюкевич из Минска, Александра Омельченко из Заринска Алтайского края, Дарья и Варвара Сумины из Арзамаса, Александра Шаманова из города Светлый Калининградской области... Стоп, весь мой список вряд ли поместится. Но те, кто был на гала-концерте или смотрел прямую трансляцию в Интернете, меня поймут. Браво всем юным бардам! Приятно порадовало присутствие на фестивале участниц из Словении и Швеции. Как на чистейшем русском заверили его организаторов мамы Элвиры Пашагич и Регины Петрушенко, особо оценили они то, что все дни фестиваля (а он проходил с 3 по 7 ноября в подмосковном Красногорске) их девочки слышали прекрасные песни, жили в доброй и творческой атмосфере живого слова. А это дорогого стоит.

фото автора