По мнению руководителя Института развития образования ВШЭ Исака Фрумина, каких-либо радикальных перемен пока не наблюдается. Проект «Информатизация системы образования», который на протяжении нескольких лет реализовывал Национальный фонд переподготовки кадров, можно по праву считать самым успешным среди всех прочих начинаний в плане обучения педагогов работе с компьютером, Интернетом и цифровыми образовательными ресурсами. Тем не менее учителя в массе своей, даже будучи вооруженными современными ИКТ и ЦОР, продолжают вести уроки по старинке. Просто теперь у них вместо бумажных учебников электронные, вместо деревянных досок - мультимедийные, вместо мела маркер, а вместо лабораторных приборов - их виртуальные изображения на мониторе.
Что же должно измениться, чтобы долгожданные изменения наконец наступили? Ведь на новые технологии было возложено столько надежд, а на их внедрение затрачено столько средств, что как-то жалко, если все это впустую. А главное - непонятно, почему же так случилось.
Главный научный сотрудник Федерального института развития образования Александр Уваров уверен: все дело в консерватизме мышления. Улучшить материальную базу можно сравнительно быстро, это, как говорится, вопрос цены. Но как изменить сознание? Тут уже дело не в деньгах. Классно-урочная система, основанная еще несколько столетий назад Коменским, слишком прочно укоренилась в сознании людей (как родителей, так и учителей, директоров, чиновников от образования), поэтому менять ее люди не могут и не хотят.
Но существует ли ей реальная альтернатива? Попробуем разобраться.
Как известно, образовательные учреждения («храмы знаний») созданы для того, чтобы одни приходили туда учиться, а другие - учить. И если один педагог способен передавать знания по своему предмету одновременно многим ученикам, то это позволяет поставить процесс на поток и сэкономить на специалистах. ИКТ дают нам возможность уйти от стандартных подходов к обучению, так как позволяют, сидя дома и никуда не уходя, получать и передавать те же знания через Интернет в режимах онлайн и оффлайн. Экономия, как говорится, налицо, ведь один учитель в Сети способен «обслужить» в сотни раз больше учащихся, чем в классе, но без необходимости пребывания в специально оборудованном для этого кабинете.
Однако здесь мы упираемся в тот самый человеческий фактор, который очень часто способен свести на нет все преимущества того или иного нововведения. Ведь чтобы ребенок добровольно сел за стол и начал с полной отдачей изучать физику, химию или биологию, нужна очень сильная мотивация. Любой педагог скажет, что из всей массы детей таких, кто способен учиться самостоятельно, наберется, дай бог, несколько процентов. Возможно, именно поэтому у нас пока очень мало тех, кто действительно хочет и может учиться с помощью и посредством ИКТ. Большинству же приходится по старинке приходить в школу, в класс, где учитель помогает им делать то, что сами они вряд ли стали бы делать, - выполнять те или иные задания, искать ту или иную информацию, отвечать на те или иные вопросы.
Важна не только мотивация, но и умение организовать свое рабочее время. В стандартных условиях классно-урочной системы мы имеем академический час, который длится 30, 40 или 45 минут. Почему именно столько? Потому что именно такая продолжительность рекомендована специалистами возрастной физиологии и гигиены для учеников. Можно меньше, но больше нельзя. Однако, как мы прекрасно знаем, очень мало детей, которые способны, спустя ровно 40 минут, сделать перерыв, встать из-за стола, размяться, походить 15-20 минут, а потом вновь приняться за дело. Обычно отношения ребенка и компьютера складываются по сценарию «засел - не выгонишь» либо «не заставишь заниматься тем, чем надо». В классе же эту проблему за учеников решает учитель, который в любое время может переключить внимание детей, сделать физкультминутку, рассказать что-нибудь смешное, поругать, похвалить, потрепать по плечу и прочее.
В идеале подключенный к Интернету компьютер позволяет любому гражданину получать любую информацию, где бы он ни находился, а также обмениваться ею с другими, выполнять коллективную работу, независимо от места нахождения каждого из участников проекта. Но это в теории. Пока же, увы, у нас в стране слишком мало мест, где есть устойчивая интернет-связь, где действуют точки бесплатного доступа Wi-Fi, а ноутбуки длительное время не нуждаются в подзарядке. Практически любой педагог неоднократно сталкивался с ситуацией, когда приходится неимоверно долго ждать загрузки программы, когда система вдруг зависает, а Сеть внезапно пропадает, и так далее. Все это сильно тормозит использование ИКТ в образовании, ведь пока упомянутый уже процесс передачи знаний целиком и полностью зависит от банального наличия электричества, интернет-сигнала, программ или состояния «железа», живой учитель в классе будет выглядеть гораздо более выигрышно. Особенно если он умеет объяснить все на пальцах, без всяких цифровых досок и проекторов.
Когда речь заходит о загруженности учителей, обычно всегда говорят про то, что среднестатистический педагог вынужден вести по шесть уроков каждый день в классах, где сидят 25-30 человек. В таких условиях эффективно передавать знания, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и вести воспитательную работу крайне сложно. ИКТ вроде бы призваны решить эти проблемы, ведь они изначально задуманы для организации личностно ориентированного обучения, и с их помощью учитель может общаться один на один с каждым ребенком. Но если интеловская стратегия «Один ученик - один компьютер» помогает дать всем сестрам по серьгам, то реально ли на ее основе построить систему обучения, о которой все только и мечтают и которую можно обозначить формулой «Один ученик - один учитель»? Вряд ли, ведь тогда потребовалось бы к каждому ребенку прикрепить по личному педагогу. И даже если предположить, что это возможно, возникает резонный вопрос - а нужно ли?
На самом деле даже те, кто сейчас изнемогает в переполненных классах, вовсе не стремятся именно к тому, чтобы процесс обучения превратился в сугубо индивидуальное общение тет-а-тет, за исключением, может быть, репетиторских занятий. Ведь общение ребят друг с другом в процессе усвоения знаний, работа в коллективе, совместное решение задач, выполнение проекта играют огромную воспитательную роль, помогают социализации детей. Сеть со всеми ее сервисами и возможностями никогда не заменит этого. Более того, есть немало примеров, когда люди, выбравшие индивидуальное обучение с использованием последних достижений ИКТ, через некоторое время отказывались от этого и уходили обратно в школу, колледж, вуз - в коллектив. Возможно, мы пока все еще слишком коллективные существа, поэтому новые технологии шагают по нашей стране отнюдь не таким победным маршем, как должны были бы идти по идее.
Роль сдерживающего фактора играют и всевозможные ресурсы с ограниченным и платным доступом. Как говорится, в Сети можно найти все и бесплатно. Но если что-либо необходимое нам мы находим только на одном сайте, а нам предлагают за доступ к вожделенному файлу перечислить его хозяевам некоторую сумму, большинство пользователей скорее убедят себя в том, что эта информация им не очень-то и нужна, чем заплатят хоть рубль. Между тем вопреки мнению, будто там, за рубежом, все продано и куплено, в большинстве развитых стран все больше и больше информации становится открыто для всех, причем безвозмездно. Наши же разработчики программ, авторы книг, создатели тех или иных методик, дидактических материалов, далеко не всегда готовы выложить свой труд в открытый доступ. Хотя на сегодняшний день, как показывает практика, гораздо более ценным является не сам материал, а умение его применять, не сам документ, а его трактовка, не элемент системы, а его место в этой системе, взаимосвязь с другими элементами и так далее.
Словом, пока еще в колесах телеги под названием «ИКТ в образовании» торчит слишком много палок, чтобы ждать от нее стремительного движения вперед, к прогрессу. Почему же тогда «там, у них» эта телега успела уехать далеко вперед? Возможно, потому, что внедрение новых технологий в сферу образования в развитых странах началось задолго до нас, процесс не прекращался ни на миг, а количество выделенных средств постоянно увеличивалось. Мы же, пережив за последние десятилетия несколько серьезных экономических и политических потрясений, вынуждены двигаться рывками, форсировать события, пытаясь добиться всего и сразу. Но так не бывает, а значит, скорее всего нам придется набраться терпения, планомерно решать все перечисленные и множество других проблем. И тогда, хочется верить, наши ожидания наконец-то оправдаются, а средства окупятся.
Правда, остается не вполне понятной одна очень важная деталь.
Дело в том, что существует огромное количество учителей, которые до сих пор работают по-старому, без всяких интернет-технологий, и при этом умудряются выдать довольно качественный результат. Их дети прекрасно разбираются в теме, владеют предметом, участвуют в олимпиадах, а главное - любят ту же географию, литературу, химию, поступают в вузы, становятся профессионалами. Естественно, что обвинять таких педагогов в неумении использовать новые подходы, в стремлении к архаическим методикам и нежелании идти в ногу со временем как-то язык не поворачивается. Особенно если новые подходы пока что не вполне себя зарекомендовали.
Так что же все-таки для нас главное - цель или средства? Что важнее - результат, которого учитель достигнет, обучая и воспитывая детей, или то, какими программами и ресурсами он при этом пользуется?
А давайте дадим учителям право самим решать, как и по каким технологиям им лучше работать. А ученикам дадим право выбирать, к какому учителю идти: в совершенстве владеющему компьютером или помогающему полюбить предмет и умеющему научить учиться.