Вирус насилия
Началась конференция с короткометражного фильма. Это фрагменты видеороликов с мобильных телефонов. Увиденное шокирует. Старшеклассник достает на уроке пистолет, немолодого педагога бьют в грудь, учительница падает с подпиленного стула. Когда-то это было где-то далеко, в Америке или наводненной мигрантами Европе. Теперь это наша реальность. Учителя все чаще и чаще становятся жертвами агрессии, прежде всего учеников и их родителей.
- Мы уже не можем стыдливо опускать глаза и делать вид, что эти случаи агрессии всего лишь исключение из правил. Мы понимаем, что появился страшнейший вирус насилия, который может привести к эпидемии, если не делать никаких шагов в борьбе с ним. Именно поэтому профсоюз стал инициатором такой конференции, - заявила на открытии пленарного заседания вице-президент Европейского комитета Интернационала образования, председатель Профсоюза работников образования и науки РФ Галина Меркулова. - Все это происходит и в других странах, в том числе в Европе, однако там не замалчиваются факты насилия, эта проблема обсуждается на уровне государственной власти. Поэтому для участия в нашей конференции были приглашены представители Интернационала образования во главе с европейским директором Мартином Ромером, эксперты из Великобритании, Финляндии, Швеции. Кроме того, в работе форума принимают участие уполномоченные по правам ребенка и правам человека, представители правоохранительных органов и органов управления образованием, учителя, директора школ, психологи и ученые.
- Исследования, проведенные в Европе в 2010 году, показали, что учителя рискуют столкнуться с физическим насилием на работе в шесть раз чаще, чем работники, занятые в производственной сфере, - сообщил в своем выступлении европейский директор Интернационала образования Мартин Ромер. - Причем лишь 6,6 процента педагогов признаются, что подвергались насилию на рабочем месте. У Европейского союза есть политика в этом отношении, есть законодательство, основанное на директиве, устанавливающей определенные рамки для национальных законодательств. Европейская директива гласит, что обязанность создавать безопасные условия работы ложится на плечи работодателей.
По мнению Мартина Ромера, борьба против насилия в школе сможет положительно повлиять на борьбу с насилием в целом.
Эксперт Профсоюза учителей Финляндии Нина Лахтинен рассказала о проблеме киберугроз - прежде всего это интернет-послания с угрозами в адрес учителя, выкладывание в Сети видеороликов, подрывающих учительский авторитет.

Общество риска и ксенофобии

На конференции речь шла не только о насилии по отношению к педагогам, но и о жестоком обращении с детьми.
- В Конвенции ООН о правах ребенка говорится о том, что мы должны защищать детей от всех форм физического и психологического насилия, там есть фраза о том, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не противоречащих принципам уважительного отношения к человеческому достоинству ребенка, - заявил в своем выступлении уполномоченный по правам ребенка по городу Москве заслуженный учитель РФ Евгений Бунимович. - Однако почему в таком важнейшем документе, как стандарты образования, положение об уважении человеческого достоинства ребенка отсутствует.
Евгений Абрамович привел устрашающие данные: так, в 2010 году в России было совершено более 9,5 тысячи преступлений против половой неприкосновенности детей, в два раза больше, чем в 2009 году. Всего же против детей в прошлом году было совершено более 97 тысяч преступлений.
Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец посвятил свое выступление роли СМИ в нагнетании насилия:
- Социологические исследования показывают, что мы привыкли к плохим новостям, восприятие людей притупляется, им нужен все более сильный раздражитель. Таким раздражителем становятся материалы и сюжеты о насилии. Классическую формулу для ТВ «Информировать, просвещать, развлекать», которую вывел первый директор корпорации Би-би-си Джон Рейт, нынешнее российское телевидение заменило формулой трех «С» - страх, секс, сенсация. Исследователи считают, что в результате программной политики телевидения в России у подростков и молодежи формируется позитивное отношение к насилию и агрессии. 20 процентов молодых, которые смотрят ТВ более трех часов в сутки, опасны для общества и морально готовы совершить преступление. Экранные образы формируют культ сильной полукриминальной личности. Так, в 2010-2011 учебном году 188 случаев насилия в образовательной среде были предметом внимания СМИ, причем 80 процентов из них носили сенсационный, пугающий характер.
- Сегодняшнее общество социологи называют обществом риска развитой ксенофобии, - с такими словами обратился к участникам конференции директор ФИРО академик Александр Асмолов. - Если в обществе растет агрессия, то виновником, козлом отпущения, становится школа. Виновны учитель, директор школы, и редко вспоминают, что за воспитание детей отвечают еще и родители, не надо думать, что с фактами насилия можно справиться краткосрочными мерами - лекциями, увещеваниями, вызовами к директору школы. Агрессивного подростка нужно включать в значимую деятельность, как учили лучшие педагоги Шалва Амонашвили и Василий Сухомлинский, Антон Макаренко.
Интересную и весьма продуктивную точку зрения высказал заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ Олег Хухлаев:
- Для нас, психологов, главный ключ к решению проблемы - повышение сензитивности, чувствительности к проявлениям агрессии. Как только эта чувствительность пропадает, агрессия начинает возрастать в разы. Однако ни в коем случае нельзя насилию противопоставлять насилие. Поэтому с психолого-педагогической точки зрения самый главный момент - это обучение ненасильственным способам противостояния насилию. МГППУ очень много работает в этом направлении, и мы готовы делиться нашими знаниями со всеми нуждающимися в них.
Защите прав учителя, в особенности сельского, было посвящено выступление абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2010» преподавателя химии Андрея Гарифзянова. По мнению Андрея Рузильевича, возрастание агрессии по отношению к учителю говорит о его социальной незащищенности, причем она только усугубляется в новом законопроекте «Об образовании в РФ».

Борьба со злом только начинается
После пленарного заседания на пяти дискуссионных площадках обсуждались различные способы противодействия насилию и предлагались способы борьбы с ним.
Участники площадки «Пути и способы предупреждения насилия в образовательной среде», модератором которой был президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин, предложили в законопроекте «Об образовании в РФ» более четко прописать ответственность родителей за обучение и воспитание детей. Также ввести в закон положение, прописывающее гарантии безопасности всех участников образовательного процесса. Примечательно, что здесь были даны рекомендации сразу трем министерствам: Минобрнауки РФ предложили разработать комплексную программу по предупреждению насилия в образовательной среде, совместно с Минздравсоцразвития России создавать службы психологической поддержки педагогов, а Минкультуры РФ - возродить образовательные программы и создать серию фильмов с положительным образом учителя.
Об итогах работы дискуссионной площадки «Правовые механизмы противодействия насилию в образовательной среде» рассказал доцент МГППУ Владимир Пимонов. Участники площадки считают, что проблема создания реальных и эффективных механизмов противодействия насилию в образовании имеет комплексный характер и требует как межведомственного, так и тесного внутрисистемного взаимодействия.
- Прежде всего нужно четко определить правовой статус всех участников образовательного процесса, их права, обязанности и ответственность, кроме того, надо проводить общероссийский мониторинг правонарушений в образовательной среде, - подытожил Владимир Пимонов.
На дискуссионной площадке «Психолого-педагогическая подготовка как фактор защиты учителя» детально рассмотрели природу конфликта и пришли к выводу, что педагогу не надо его бояться.
- Конфликтом надо управлять, и учитель должен победить в конфликте, но победить деликатно, показав всему классу, что обладает знаниями и мудростью, - подвел итоги работы площадки проректор МГППУ Анатолий Кирсанов. - Новый психолого-педагогический стандарт, разработанный при активном участии нашего университета, представляет перечень требований, предъявляемых к педагогам, в том числе и умение выходить победителем из конфликта. Минобрнауки РФ предлагает разработать и внедрить программу повышения квалификации по данной проблематике, которую должны проходить все учителя, попадавшие в конфликтные ситуации в школе.
В работе дискуссионной площадки «Роль учащихся в формировании толерантной среды в школе» участвовали не только взрослые, но и дети. Модератор площадки Елена Боровикова, руководитель проектов Британского совета в Москве, отметила:
- Мы поняли, что решить проблему насилия можно только в тесном сотрудничестве между учениками и учителями. Ребята предложили провести Неделю против насилия в школе, которая может превратиться в акцию на всероссийском уровне.
Дискуссионная площадка «Роль СМИ в предупреждении насилия в образовательной среде», модератором которой был главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, прошла при активном участии декана факультета журналистики МГУ Елены Вартановой, отметившей, что сегодня мировоззрение человека, его поступки все больше зависят от СМИ, так как идет формирование человека медийного.
Итоги работы секции представил Петр Положевец:
- Мы предлагаем организовать федеральный конкурс СМИ под условным названием «Нет насилию», открыть краткосрочные курсы повышения квалификации для журналистов, пишущих на тему образования, на базе факультета журналистики МГУ совместно с «Учительской газетой» и Профсоюзом образования, а также проводить постоянный мониторинг публикаций СМИ об агрессии и насилии в образовательной среде.
Завершая работу конференции, председатель профсоюза Галина Меркулова пообещала, что все предложения дискуссионной площадки будут направлены тем, кому они адресованы.
- Борьба со злом под названием насилие в образовательной среде только начинается, - отметила Галина Ивановна, - поэтому так важно взаимодействие всех участников образовательного процесса в противостоянии агрессии в школе.