- На основании постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 только учителя общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, имеют право на указанный вид пенсии независимо от объема учебной нагрузки. На воспитателей сельских детских садов такое правило не распространяется.
Время работы в должности воспитателя детского сада, находящегося в сельской местности, засчитывается в стаж для досрочной пенсии при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Это правило распространяется на периоды работы, выполняющиеся с 1 сентября 2000 г. До этой даты периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста установлена в количестве 36 часов в неделю.
Таким образом, если работа выполняется в период после 1 сентября 2000 года, чтобы иметь право на досрочную пенсию, воспитатель детского сада должен работать 36 часов в неделю.

А.ВИНОГРАДОВА,
Астраханская область

- Должна ли производиться дополнительная оплата учителю за подготовку методической документации по своему предмету по требованию администрации школы?

- Статьей 15 Закона РФ «Об образовании» установлены общие требования к организации образовательного процесса. В ней, в частности, установлено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) - далее Положение - также установлены лишь общие требования к образовательному процессу и подготовке методических материалов. Пункт 36 Положения предусматривает, что содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и уставом общеобразовательного учреждения (п. 40 Положения).
Таким образом, законодательством четко не установлено, кто конкретно из участников образовательного процесса должен разрабатывать программы и методические рекомендации. В данном случае нужно руководствоваться положениями устава общеобразовательного учреждения, должностной инструкцией и другими локальными документами, изданными в соответствии с законодательством.
Вопрос об оплате труда за указанный вид работ будет решаться аналогично.