​Марина ДЕМИДОВА, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по физике:
Понадобится лабораторное оборудование


Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике, общее число заданий и максимальный первичный тестовый балл в 2012 г. оставлены без изменений. Немного изменена структура экзаменационного варианта. Третья часть работы полностью составлена из заданий, проверяющих решение задач по физике. Здесь находятся четыре расчетные задачи повышенного уровня сложности в виде заданий с выбором ответа и шесть задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и пять расчетных высокого уровня сложности. При такой структуре в разных частях работы собраны задания, проверяющие различные виды деятельности. Кроме того, третья часть в новой структуре содержит те задания, которые дифференцируют учащихся с наиболее высоким уровнем подготовки.
В первой части работы осталось двадцать одно задание базового уровня сложности. В следующем году здесь будет увеличена доля вопросов с использованием фотографий и рисунков экспериментальных установок, а также заданий, проверяющих умения различать характер протекания различных процессов и объяснять физические явления.
Экспертам региональных предметных комиссий советуем обратить внимание на изменение критериев оценивания заданий с развернутым ответом. Так, для задач по механике теперь требуется представлять в решении схематический рисунок, поясняющий решение (например, рисунок с обозначением действующих на тело сил). При решении всех задач необходимо описывать все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин за исключением тех обозначений, которые используются в условии задачи, и обозначений констант, указанных в справочных материалах экзаменационного варианта. Правильный ответ к задаче следует записывать с обязательным указанием единиц измерения искомой величины.
В 2012 году общая структура и содержание контрольных измерительных материалов ГИА по физике сохраняются. Планируется увеличение доли заданий, предполагающих обработку и представление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), и качественных вопросов по физике, которые проверяют, понимают ли школьники характер протекания изученных физических явлений, умеют ли различать эти явления в окружающей жизни и объяснять их на основе имеющегося запаса знаний.
При подготовке к экзамену обратите внимание на задания, сконструированные на основе текстов физического содержания. В каждом варианте предлагается такой текст и три задания к нему, которые проверяют, в частности, умение применять полученную при чтении текста информацию в измененной ситуации.
Наибольшие сложности в технологии проведения ГИА по физике вызывает использование экспериментальных заданий на реальном оборудовании. С этого года материалы для экспертов, проверяющих такие задания, будут формироваться исходя из двух комплектов оборудования: традиционных наборов для фронтальных лабораторных работ и новых комплектов «ГИА-лаборатория». Во время экзамена необходимо всех учащихся обеспечить стандартизованным лабораторным оборудованием. Если же в школе не хватает каких-либо приборов и материалов и возникает необходимость их заменить, то необходимо следить, чтобы эксперты проверяли задание ученика в соответствии с новыми характеристиками приборов.

Алексей СЕМЕНОВ, председатель научно-методического совета по математике, академик РАО, ректор МИОО:
Еще раз про курицу и яйцо


Когда ЕГЭ стнет компьютерным? Этот вопрос обсуждался на «круглом столе», проводившемся Федеральным институтом педагогических измерений. Быстро стало ясно, что это вопрос про курицу и яйцо: чтобы давать на экзамене компьютерные задания, надо научить их выполнять на компьютере, с другой стороны, если мы не начнем давать на экзамене задания, требующие компьютера, то учителя и ученики не будут достаточно серьезно относиться к использованию компьютера в учебном процессе вообще (популярный неправильный, но очень жизненный лозунг - «Учат тому, что спрашивают»).
Вопрос же о том, с какой скоростью в школе станет обязательным применение информационных и коммуникационных технологий, тоже имеет ответ: не медленнее, чем будет введен федеральный государственный образовательный стандарт. В 2012 году окончит первый класс первая когорта российских детей, учившихся по новому стандарту - стандарту цифровой школы. В 2022 году они окончат 11-й класс. Кажется, времени еще много. Однако на 2 года раньше - в 2020 году - государственную итоговую аттестацию будут проходить девятиклассники, учащиеся по новому стандарту, и эта аттестация уже должна быть компьютерной. Таким образом, весной 2019 года должны быть ясны все правила, процедуры и характер заданий компьютерного экзамена. Однако это не значит, что нужно ждать семь лет. В истории ЕГЭ (ГИА) последних лет немало проблем оказалось связано именно с тем, что решения принимались в последний момент. Поэтому надо понять, какие элементы компьютерного экзамена могут быть отработаны уже сейчас.
Сегодня курс «Информатика и ИКТ» является частью действующего стандарта. Это означает, что выпускники обладают элементарной компьютерной грамотностью и могут использовать компьютерную среду для записи программ, требуемых в экзаменационных заданиях. Таким образом, в экзамене по информатике ждать нечего. На это указал Президент РФ Д.А.Медведев еще год назад, заслушивая результаты работы Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию ЕГЭ. Апробация компьютерного экзамена по информатике идет уже несколько лет. Пока что у учащихся сохранится выбор - выполнять компьютерную версию экзаменационных заданий или бумажную. Можно надеяться, что уже в 2013 году все регионы смогут отладить свою компьютерную инфраструктуру и обеспечить проведение компьютерного экзамена по информатике для выпускников и 9-х, и 11-х классов.
Что же происходит за пределами информатики? Освоение ИКТ в предмете «Информатика и ИКТ» выпускниками означает, что выпускники и 9-х, и 11-х классов могут набрать текст на компьютере и выбрать правильные ответы из предложенного списка. Таким образом, уже сегодня большинство экзаменационных заданий может быть выполнено на компьютере. Поэтому одновременно с экзаменом по информатике на компьютер могут быть перенесены экзамены, требующие ответа в указанных форматах, например экзамен по литературе. Здесь дело зависит прежде всего от готовности регионов. Заметим также, что уже в 2012 году цифровые технологии будут использованы при написании изложения в обязательном экзамене ГИА выпускников 9-х классов. Как отмечали участники «круглого стола», ИКТ все шире используются в аттестационных работах. Например, в Москве уже в течение двух лет общегородское сочинение десятиклассники могут писать на компьютере.
Однако разговор об экзаменах начинался с применения ИКТ в образовательном процессе, более существенно меняющего его содержание, чем просто возможность компьютерного ввода, например: использование большого объема справочной информации в истории и географии, использование программ орфографического контроля в русском языке, использование калькулятора в математике, использование виртуальных лабораторий в естественно-научных дисциплинах и т. д. Вот такие изменения во всем образовательном процессе и в итоговой аттестации потребуют более существенного времени, после того как компьютер станет обычным инструментом в ЕГЭ.
Приглашаем всех неравнодушных к данной теме педагогов на сайт ktsege.ru, где уже идут апробация и обсуждение компьютерных моделей, которые в будущем могут появиться на  экзамене.

Иван ЯЩЕНКО, руководитель Федеральной комиссии разработчиков  КИМов ЕГЭ по математике:
Интенсивная «сессия» неэффективна


В ЕГЭ по математике с 2010 года были исключены задания с выбором ответа, увеличено количество заданий с полным решением. Конечно же, главное в математике - рассуждения, это мы проверяем в части 2, а задания с кратким ответом позволяют проверить владение базовыми математическими компетенциями, которые необходимы в обычной бытовой жизни, к примеру, посчитать сдачу в магазине.
Мы перешли от заданий по алгебре и началам анализа к экзамену по всей школьной программе, из-за этого произошло и определенное упрощение заданий. Это диктовалось еще и тем, что обязательный экзамен должен быть принят обществом, родители должны видеть, что от их детей требуются знания, необходимые в жизни. При этом все увидели, что на самом деле практические задачи решаются зачастую хуже, чем сложные на вид, но формальные уравнения, где нужно действовать по заученному алгоритму. При этом фундаментальность была и остается основным принципом в преподавании математики, именно она необходимый залог кадрового потенциала научно-технического развития России. Хотел бы также заметить, что среди заданий по ЕГЭ встречаются такие, которые имеют отношение к физике, экономике, химии, астрономии, но не требуют знаний по этим предметам. Из текста нужно извлечь математический сюжет и решить соответствующее уравнение. Это задания на межпредметный подход, который заложен в новых стандартах, на проверку математической компетенции.
Подчеркну, что принципиальных изменений в ЕГЭ по математике нет, так как мы сторонники стабильности, при переходе от алгебры и начал анализа к экзамену по математике и так произошла существенная встряска. Поэтому на нынешнем этапе идут лишь небольшие корректировки.
Добавилось то, о чем мы предупреждали давно, - еще одно задание по стереометрии. Существенно также и то, что в 2012 году (вслед за ГИА) в ЕГЭ появляется одно задание и по теории вероятностей и статистике. Это естественный процесс, который отвечает мировым тенденциям и потребностям практики. Вероятностное мышление - это часть общекультурного багажа современного человека, так как во многих ситуациях мы принимаем решения не из детерминированных вещей, а оценивая лишь их вероятность. Долгое время этот раздел у нас не изучался и начал заново вводиться лишь в 2003 году, был закреплен стандартом 2004 года. Мы сразу объявили, что какое-то время заданий по теории вероятностей не будет на экзамене, дабы дети и учителя привыкли к новому разделу, и вот время для них уже пришло.
Хочу прокомментировать также высказывания относительно дифференцированного экзамена по математике. Мы активно поддерживаем эту идею. Исключать ЕГЭ по математике из числа обязательных предметов, на мой взгляд, недопустимо. У нас информационное технологическое общество, которое требует определенных математических знаний от каждого человека. Математика всегда была в числе обязательных предметов. Именно это помогло нам в советское время первыми полететь в космос, не отстать от ведущих стран мира в научно-техническом прогрессе. Однако я согласен: кто-то будет поступать на мехмат МГУ, а кто-то на филфак или истфак. Зачем пугать, как иногда образно говорят, гуманитариев сложными заданиями, которые помогают отобрать ребят в лучшие математические вузы страны? Этот вопрос обсуждался на Комиссии при Президенте РФ, сейчас идет профессиональное обсуждение возможных подходов. Однако не надо забывать и о рисках такого решения, это может привести к тому, что, например, в некоторых сельских школах все выпускники будут изучать и сдавать математику только на базовом уровне. Мы не должны потерять этих талантливых людей из глубинки.
Если говорить о тенденциях и перспективах, то мы выступаем за то, чтобы система ЕГЭ не была столь жесткой по времени, это касается не только математики.
Нынешняя организация сдачи ЕГЭ в виде интенсивной «сессии», унаследованная от традиционных экзаменов, на мой взгляд, является мощной нагрузкой на организм выпускника, что снижает ее эффективность с точки зрения проверки знаний.

P.S. Подробную информацию об изменениях в КИМах ГИА и ЕГЭ-2012 читайте на нашем сайте.