Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко отметил, что в течение двух лет в эксперименте приняли участие почти 10 тысяч школ в 21 субъекте РФ. Однако, по словам главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, из оставшихся 62 регионов лишь 28 готовы также ввести у себя уроки ОРКСЭ.

В среднем в ходе эксперимента было задействовано 95% учеников 4-го класса. В Калининградской, Костромской, Тверской областях удалось охватить 100% четвероклассников. Различия в количестве участников появились из-за принципиального нежелания некоторых семей участвовать в эксперименте. Категорическое «нет» новому курсу сказали 2% родителей в Ярославской области, 28 семей в Томской области и 15 в Чувашской Республике.
Преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» велось в пилотных школах в течение IV четверти 4-го класса и I четверти 5-го класса по 17 часов в каждом учебном году. Время на новую дисциплину было выделено за счет часов регионального и школьного компонентов и еженедельно занимало 2 учебных часа.

Структура программы ОРКСЭ состояла из четырех тематических блоков. В рамках второго и третьего школьники более глубоко изучали одну из конфессий: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Также вместо конфессий можно было выбрать светскую этику. Введением послужил разговор на тему общечеловеческих ценностей, а финальный четвертый блок был посвящен обсуждению пройденного материала, подготовке докладов, сравнению знаний, полученных группами класса, изучавшими разные конфессии.
Примечательно, что, даже если дети свободно, без какого-либо недоверия выбирали второй и третий блоки, чаще всего это были те, что рассказывали о религии, которой придерживаются в их семье. С одной стороны, это очень хорошо, поскольку ребенок начинает более глубоко вникать в традиции своего рода, но с другой стороны - такой выбор ограничивает его и не дает ему понять свое окружение, своего соседа по парте, одноклассника, который иначе одет, отмечает другие праздники.
По мнению главного редактора радиостанции «Эхо Москвы», эксперимент с преподаванием «Основ религиозной культуры и светской этики» показал, что новый предмет не решает основной задачи, которую он призван решать, - воспитывать в детях терпимость к другим людям, другим традициям, верованиям. Это подтверждают и данные мониторинга, согласно которым 48% родителей недовольны разделением детей на группы по изучаемым конфессиям, так как это создает дополнительные трудности в общении и взаимопонимании в классе.
Отчасти преодолеть эту проблему можно, если рассказывать школьникам в рамках модуля по выбранной ими конфессии еще и об элементах других религиозных традиций. Этот компонент занимает небольшое количество часов, но все же должен присутствовать, чтобы курс выглядел сбалансированным. На внесении таких изменений в учебники и методические рекомендации по ведению курса настаивали участники заседания.
Дискуссионным также явился и вопрос оценки знаний по ОРКСЭ. Педагоги считают, что выставление оценок необходимо, поскольку оно позволит сравнять статус этого предмета и остальных дисциплин школьной программы. К тому же это станет дополнительным стимулом для детей.
Сомнительным в глазах учителей выглядит и распределение часов дисциплины между 4-м и 5-м классами. Такой разрыв неоправдан, поскольку, во-первых, школьники забывают материал за время летних каникул. Во-вторых, на смену учителю начальных классов на пятом году обучения к ним приходит новый педагог, который не знает коллектива, и ему трудно продолжать уже начатую работу. Решить эту проблему в некоторых школах пытаются, приглашая уже в 4-й класс учителей из старшей школы.
Однако, по мнению директора гимназии №56 г. Санкт-Петербурга Майи Пильдес, вести этот предмет должен педагог начальных классов, поскольку именно к нему школьник испытывает наибольшее доверие на протяжении всей учебной жизни. Именно он должен заложить основы толерантности в сознании детей, поэтому сконцентрировать все часы дисциплины следует в 4-м классе.
Тем не менее верное решение проблемы не ограничивается выбором педагога из начальной либо из старшей школы. Подчас учитель начальных классов, несмотря на весь свой авторитет в глазах детей, не владеет в достаточной степени знаниями в рамках курса, а учителю-предметнику, который приходит ему на смену, не хватает сноровки в работе с учениками начальной школы.
Кроме того, у «Основ религиозной культуры и светской этики» выявлен ряд других проблем: до сих пор не разработано полноценных методических рекомендаций и поурочного планирования, не подготовлены рабочие тетради, материал в учебниках иногда изложен достаточно сложно для учащихся 4-5-х классов (непростая терминология, недостаточно иллюстраций, мало параллелей с фольклором и художественной литературой).
Несмотря на все эти проблемы, по результатам эксперимента ОРКСЭ решено ввести в школах по всей стране уже с начала будущего учебного года. В любом случае у Общественного совета при Минобрнауки России еще есть время, чтобы скорректировать программу дисциплины, прежде чем заставлять школы самостоятельно продираться через все ловушки и трудности еще не до конца проработанного курса.  

Статфакт


За время эксперимента, по данным Игоря Реморенко, основы светской этики выбрали 42% учащихся, православие захотели изучать 30%, основы мировых религиозных культур - 18%, основы исламской культуры - 9%. Буддизму и иудаизму решили уделить внимание всего по 1% школьников. По словам заместителя министра образования и науки РФ, такое распределение отражает не религиозную приверженность школьников и их семей, а скорее говорит о желании детей расширить свой кругозор, узнать что-то новое и о других верованиях. Однако при этом нельзя не отметить, что вначале у некоторых сложилось неоднозначное отношение к новому предмету. 25% опрошенных (родители, педагоги, обучающиеся) в ходе мониторинга результатов апробации курса считали новый предмет попыткой посвятить детей в какую-либо религию.