- Сергей Сергеевич, от чего отталкивались при подсчетах?
- Так как проект был озвучен в апреле, то и средняя заработная плата по экономике соответствующего региона за первый квартал является отправной точкой по реализации проекта в нынешнем году. Дальше мы стали смотреть, что такое средняя заработная плата учителя. Официальной статистики по средней заработной плате учителя Росстат нам не дает, не дает нам ее и Минфин, поэтому Министерство образования и науки обратилось к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой представить официальные данные о средней заработной плате учителя в первом квартале. Такие данные мы получили.
 - И что они показали?
- Что ситуация в регионах разная и в целом не совсем плохая. Так, в сорока четырех субъектах РФ средняя зарплата учителя достигает средней по экономике первого квартала уже с сентября этого года, а в тридцати восьми недотягивали до этого показателя более 30 процентов. Так вот именно эти 38 регионов как минимум должны были повысить к 1 сентября среднюю зарплату учителя не менее чем на 30 % по отношению к средней заработной плате учителей первого квартала текущего года.
- Вокруг повышения зарплаты сразу возникло несколько мифов. С чем они связаны?
- Органы управления образованием не везде внятно объяснили, как будет происходить повышение. Учителя посчитали, услышав об инициативе из ряда СМИ, что всем повысят зарплату на тридцать процентов. Хочу еще раз подчеркнуть, что главное не тридцать процентов, а чтобы средняя зарплата учителя была не ниже средней по экономике. Это заданная планка. Во-вторых, повышение средней заработной платы учителя должно соотноситься с качеством его работы. И поскольку регионы перешли на новую систему оплаты труда, в соответствии с которой фонд оплаты труда делится на базовую и стимулирующую части в рекомендуемом Минобрнауки России соотношении 70 на 30, из стимулирующей части фонда оплаты труда учителям делают неодинаковые выплаты. Почему неодинаковые? Потому что объем этих выплат зависит от качества работы конкретного учителя. Чем измеряется качество труда учителя? Конечно же, образовательными результатами учащихся, например, результатами детей на олимпиадах, конкурсах, состязаниях, результатами промежуточной и итоговой аттестации учащихся, успехами детей в социальных проектах и акциях и так далее. Каждая школа самостоятельно определяет показатели для стимулирующих выплат и фиксирует их в коллективном договоре. В разработку этих показателей, как правило, включаются управляющие советы школ, что обеспечивает прозрачность и самих показателей, и процедур распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения.
- Заработная плата только одна сторона этого проекта. О втором его смысле - модернизации системы образования - мало говорят. Может, потому, что он напрямую не сильно затрагивает учителей? Или потому, что суть не совсем ясна?
- Изначально премьер сказал, что мы будем направлять средства не напрямую на повышение средней заработной платы, а используя механизм замещения. В бюджете каждого субъекта РФ предусмотрены средства для модернизации образования: на повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, закупку нового оборудования, текущий ремонт, интернет-трафик, закупку транспортных средств, учебников и школьной литературы. Федеральные субсидии мы направляем именно на реализацию этих направлений. А те средства, которые у субъектов РФ были предусмотрены на модернизацию образования, они направляют на повышение средней заработной платы учителя. Расчет показывает, что в среднем по бюджетам субъектов РФ в год именно на финансирование данных направлений идет порядка 60 миллиардов рублей. Таким образом, мы замещаем за два учебных года 120 миллиардов.
- Но когда был объявлен проект, часть субъектов уже потратили некоторую сумму средств на модернизацию. Не получится ли у них путаницы с замещением?
- А в этом году действовал механизм возмещения ранее произведенных расходов. Если субъект РФ закупал с января по май какое-то оборудование, то он может показать это оборудование в отчете, и мы его зачтем.
- А как рассчитывалась субсидия? Почему одни регионы получили меньше денег, а другие больше?
- Все рассчитывалось на основании официальных данных по формуле. В методику расчета субсидий были положены официальные данные Росстата по численности учеников. Причем где больше сельских учеников, там и объем субсидий больше. При расчете субсидий учитывались официальные данные Росстата 2010 г. по количеству учеников сельских и городских образовательных учреждений и уровень бюджетной обеспеченности, официальные данные Минфина России.
- К первому сентября в субъекты ушли 20 миллиардов рублей. Вы анализировали, что они замещали и что возмещали?
- Из 20 миллиардов на замещение ушло всего 6,8 миллиарда. Это значит, что 13,2 миллиарда рублей в этом году направлено дополнительно на модернизацию, то есть на ремонт, новое оборудование, новые учебники, новые транспортные средства. 1 августа все субъекты РФ эти средства получили и объявили соответственно конкурсы. В этом году мы рекомендовали направить средства на закупку оборудования и учебников для реализации нового стандарта начальной школы. В ноябре завершатся конкурсные процедуры, и в декабре должна осуществиться поставка. Мы рекомендовали в ходе конкурсных процедур обращать особое внимание на наличие у поставщиков максимальной гарантии на оборудование, линий технической поддержки - различных колл-центров, куда можно обратиться, сервисных компаний, которые могут обеспечивать качественное обслуживание этого оборудования, и есть ли организации подготовки учителей, педагогических работников для работы с новым оборудованием.
- А что записано в соглашениях между Министерством образования и науки и субъектами Российской Федерации?
- В соглашениях прописаны базовые обязательства. О первом я уже говорил. Оно касается повышения средней заработной платы учителей. Второе определяет количество учителей, прошедших по новой системе аттестацию. Третье - это доля учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, которые прошли повышение квалификации. Следующий показатель - это показатель по энергосбережению. Пятый показатель связан с развитием дистанционного обучения, особенно этот вопрос актуален для малокомплектных сельских школ. Все эти соглашения находятся в открытом доступе, и с ними можно ознакомиться в Интернете на официальном сайте партии «Единая Россия» в разделе «Модернизация образования».




- Не вызовет ли повышение средней заработной платы учителям напряжения в образовательных учреждениях, системе образования? Ведь там не одни учителя работают?
- Мы собрали данные, и оказалось, что на сегодняшний день в 52 субъектах РФ произошло повышение заработной платы педагогическим работникам, помимо учителей. Так, в 26 субъектах РФ произвели повышение заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений. Это повышение составило от 15,5 до 40%. Пятнадцать субъектов РФ произвели повышение заработной платы всем категориям педагогических работников, и это повышение составило до 30%. В одиннадцати субъектах РФ повысили заработную плату отдельным категориям педагогических работников от 6 до 41% . То есть наш проект стимулировал органы исполнительной власти субъектов повышать не только заработную плату учителям, но и подтягивать заработную плату другим категориям педагогических работников. К примеру, в Краснодарском крае все педагогические работники с 1 сентября получают среднюю заработную плату, равную средней по экономике первого квартала текущего года. Таких примеров много, и о них надо говорить.
- В реализации этого проекта большую роль играет прозрачность всего происходящего. Каким образом вы будете добиваться этой прозрачности?
- С руководителем каждого субъекта РФ согласован комплекс мер по модернизации образования и подписано соглашение. Как я уже сказал, все соглашения находятся в открытом доступе, а второй документ - региональный комплекс мер по модернизации образования, который утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ и согласуется с Минобрнауки России, также является публичным. Все субъекты РФ в соответствии с постановлением правительства опубликовали его в официальных источниках. В нем описывается ход проекта в конкретном субъекте РФ, в качестве приложений к нему имеется перечисление направлений расходов и объемов субсидий, на которые пойдут средства федеральной субсидии. То есть сразу видно, сколько денег пойдет на закупку нового оборудования, учебников, транспортных средств и так далее. Причем в этом году мы дали возможность субъектам РФ самим определяться, по какому направлению тратить средства и какой объем субсидий, если идет замещение. Мы не ограничивали регионы, они сами, исходя из своих возможностей и потребностей, выбирали направление расходов, тот объем средств, который пойдет на его реализацию. Видно, что более 56% идет на закупку оборудования, порядка 11% идет на текущий ремонт, на пополнение фондов библиотек, транспортные расходы и так далее. Кстати, есть еще второе приложение к комплексу мер, в котором перечислено, что будет сделано в конкретных общеобразовательных учреждениях субъекта - какое новое оборудование будет поставлено, сколько учителей пройдет повышение квалификации, будет ли развиваться система дистанционного обучения и так далее. С момента реализации проекта идет постоянный мониторинг, его ведут и общественные организации, и партии, и профсоюзы, и я знаю, что «Учительская газета» ведет свой мониторинг. Мы открыли «горячую линию» с 17 октября. Идут постоянные звонки, мы даем пояснения, оперативно на них реагируем...
- Какие системные эффекты ожидаются от этого проекта?
- Первое - это повышение средней заработной платы учителей. Второе - будет серьезная индексация заработной платы. Мы привязываем среднюю заработную плату к темпам роста экономики соответствующего региона. Она будет индексироваться и в следующем году. Кстати, меры по повышению средней заработной платы, на мой взгляд, будут эффективно способствовать привлечению молодых учителей в школы. Недавно вице-губернатор одного из регионов жаловался мне, что трудно найти человека в региональное Министерство образования, все предпочитают идти в школу, там они получают неплохую заработную плату. Третий эффект заключается в том, что закупка нового оборудования, развитие дистанционных технологий, повышение квалификации учителей улучшат инфраструктуру, материальное обеспечение школы. А все в целом - системный эффект от реализации проекта - повышение качества школьного образования. Анализ происходящих перемен даст нам возможность выстроить вектор развития региональных систем образования до 2020 года.