егодня в нашем округе шестнадцать «Школ здоровья» (№№27, 48, 198, 521, 523, 533, 539, 554, 568, 898, 1065, 1100, 1115, 1181, 1693, 1979), два Центра образования «Школа здоровья» (№№46, 1071) и 17 образовательных учреждений, имеющих структурное подразделение «Центр содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников» (школы №№9,107, 108, 120, 197, 584, 658, 765, 864, 1266, 1273, 1825, 1970, 1978, прогимназия №1801, спецшкола №3, школа-интернат №19).
Одни руководители образовательных учреждений для реализации программы здоровья переносят в школу функции поликлиники, пытаются превратить школы в лечебные учреждения, тогда в «Школе здоровья» практически здоровый ребенок вынужден в течение 11 лет ежедневно учиться и от чего-нибудь лечиться - такие условия неизбежно приведут к деформации личности. Другие руководители образовательных учреждений считают, что в школе и так ничего не делают такого, что направлено против здоровья ребенка, а для контроля существуют СанПиНы. Однако понятие «здоровье» давно воспринимается человечеством не только как медицинская категория, но и как социальная, а значит, и педагогическая. Больной человек внимательно выполняет предписания врача, но как только перестает болеть, о них забывает. Знания и психологические установки, выработанные в школе, остаются с человеком на всю жизнь и в той или иной степени удерживают его в течение жизни от поведения, опасного для здоровья, особенно если эти знания связаны с положительными эмоциями.
Опыт работы наших школ показал, что обязательно надо соблюдать равновесие между оказанием школой услуг по созданию здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении и работой по воспитанию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Если равновесие будет нарушено, то, во-первых, школа получит иждивенческое отношение со стороны детей и их родителей, а во-вторых (если не проявлять заботу о физическом и психологическом здоровье учеников, но читать им наставления о вредных привычках), ученики потеряют веру в искренность своего учителя. Педагоги «Школы здоровья» - особая категория, именно от них дети получают информацию о ценности своего здоровья и здоровья окружающих.
Учителя любого предмета находят возможность дать детям информацию о способах укрепления здоровья активными формами обучения, а не только путем бесед и лекций. Это проекты, участие в социальных акциях, обращение к населению микрорайона, обращение к представителям власти, контакты с общественными организациями. Дети учатся конструктивно общаться с теми, от кого зависят условия здорового образа жизни в микрорайоне, во дворе дома, в подъезде, на автобусных остановках. Главное - во время этих акций дети учатся ненасильственным, конструктивным, цивилизованным формам волеизъявления. Участвуя в этих акциях в своем микрорайоне, они начинают чувствовать себя ответственными не только за свое здоровье, но и за здоровье окружающих.
Наши «Школы здоровья» были созданы не для больных детей, а для того, чтобы обобщать и распространять опыт работы, во-первых, по сохранению здоровья обучающихся, во-вторых, и это главное - учить детей «следовать принципам безопасного и здорового образа жизни, воспитывать готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний». Мы понимаем: как бы школа ни была безопасна и длительна по времени, пусть это будет режим полного дня, полной недели, она не на всю жизнь. Чем старше ребенок, тем больше у него должно оставаться возможности в упражнении использования самостоятельного поведения. Обсуждение самостоятельного поведения с доверенным лицом (родителем, учителем, психологом) должно быть доступно для ребенка. Задача воспитателя (учителя, психолога, административного работника школы) своим поведением показать, что он всегда готов выслушать и помочь выбрать правильное решение.
Когда какая-то отрасль прорывается на новый виток развития, она неизбежно сталкивается с проблемой взаимодействия с другими отраслями науки и практики. Так в систему образования проникли и были освоены нашими школами технологии из медицины, психологии, физиологии, биологии, эргономики, профессионального спорта. Причем это взаимодействие было эффективным: при минимуме затрат школы получили максимальную отдачу.
В школе получили признание парты, позволяющие работать сидя и стоя; динамические, релаксационные паузы на уроках. С первого класса детей учат упражнениям, позволяющим активизировать работу правого и левого полушарий мозга, снимать зрительное и физическое напряжение, они учатся слушать свой организм, понимать, где в данную минуту накапливается усталость и какими средствами можно ее снять в условиях урока. Тренажеры для опорно-двигательного аппарата малых габаритов размещают в классных комнатах. В школе должно оставаться личное пространство для каждого, поэтому созданы индивидуальные зоны отдыха, шкафы и ящики для личных вещей. Это позволяет ребенку считать, что школа является его домом. Большая работа проводится по профилактике наиболее часто встречающихся у учащихся нарушений здоровья: осанки, органов дыхания, пищеварения, миопии.
Проблема состоит в том, что при выборе оборудования или технологии, а также при проведении мониторинга эффективности технологий, не всегда учитывают, можно ли в рамках образовательного учреждения повлиять на те или иные отклонения в развитии ребенка. Если нет, то лучше отказаться от работы с такими технологиями, как бы эффектны они ни были. Грамотность (компетентность) учителя, в первую очередь в вопросах возрастной физиологии и психологии, это то, без чего не может работать школа, реализующая программу здоровья. В школе здоровья есть должность заместителя директора по координации мероприятий, направленных на сохранение здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни, или руководителя структурного подразделения «Центр содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников». Обязателен в школе психолого-медико-педагогический консилиум.
Обеспечение условий академической успешности каждому ученику - главная задача школы. Для этого там реализуют комплексные программы адаптации леворуких детей, проводят занятия с логопедом, оказывают психологическую помощь как опытные психологи, так и ученики педагогических профильных классов. В «Школе здоровья» учат управлять эмоциями, конструктивно используя стрессовую ситуацию. Во многих школах это происходит в комнатах психосенсорной разгрузки, работа в которых освоена школьными психологами и которую можно применять в образовательном учреждении. Институт лекарственных растений предоставил школам фитомодули; где позволяет пространство, организованы зимние сады.
Наличие и объем спортивных достижений школы традиционно считают показателем здоровья детей образовательного учреждения, но это не так. Спорт - средство самореализации, но не здоровья. Физическая культура - для всех (и взрослых, и детей), независимо от состояния и группы здоровья. Кредо «Школы здоровья» - физкультура без освобожденных. Во многих школах дети третьей и четвертой группы здоровья имеют возможность заниматься физкультурой по индивидуальной программе, посещать бассейн в самой школе или рядом со школой. Школа предлагает широкий спектр возможностей овладения навыками и привычками физического совершенствования: три урока физкультуры, динамические часы в расписании, командные игры, фитнес, ролики, танцы, бассейн, технология Агашина, просто прогулки - все это помогает ребенку чувствовать себя в коллективе здоровых детей комфортно. Танцевальные и тренажерные залы с лицензионным оборудованием формируют позитивное отношение к физическому воспитанию, которое остается с человеком на всю жизнь. Ребенок в школе не готовится к жизни, он хочет жить здесь и сейчас и хочет быть счастливым, и качество его жизни должно соответствовать его потребности в самореализации. В школах, реализующих программу здоровья, продуманы среда и пространство, обеспечивающие профилактику гиподинамии. Рекреационные помещения приспособлены для динамических перемен: проводятся тихие, подвижные, музыкальные перемены, доступны тренажеры и спортивные игры, предусмотрены зоны тихого отдыха.
Параллельно с освоением программ здоровья в школах формировался коллектив профессионалов с большим потенциалом возможностей по овладению новыми компетенциями. Четыре директора школ здоровья имеют ученую степень (школы №№46, 1071, 1979, 533). Почти половина школ здоровья - победители национального проекта «Образование». Они смогли пополнить свой бюджет на 1 млн рублей. В своем развитии школы, реализующие программы здоровья, вынуждены выходить на междисциплинарный уровень компетентности кадров для использования междисциплинарных технологий. Благодаря этой потребности в Москве есть и востребована система постдипломного образования, повышения квалификации работников образования по вопросам сохранения здоровья учеников и студентов - это МИОО, МПГУ, МГПИ. Прекрасную программу повышения квалификации педагогов представил МГТУ имени Н.Э.Баумана.
Реализуя программу здоровья в образовании для детей, педагогические коллективы сами стали включаться в реализацию программы сохранения и укрепления здоровья для себя. Имея достаточно хорошую инфраструктуру в школе, позволяющую восстанавливать здоровье, учителя ее освоили. Кстати, не на каждом производстве есть тренажеры, сенсорные комнаты, спортивные залы. В округе прошла научно-практическая конференция «Сохранение здоровья учителя в условиях образовательного учреждения», участники которой отметили актуальность проблемы сохранения профессионального здоровья учителя. Здоровье учителя - это не только его личное дело, но и необходимое условие обеспечения качества жизнедеятельности обучающихся и их родителей. На конференции были представлены современные достижения науки, раскрывающие проблемы профессиональной деятельности учителя. Результаты исследования факторов, влияющих на профессиональное здоровье учителя, позволили выработать конструктивные предложения по сохранению его здоровья в условиях школ округа. Участники конференции подчеркнули, что школы Юго-Западного округа готовы для систематической и программной работы по профилактике профессиональной деформации и эмоционального выгорания учителя. В резолюции конференции были обозначены задачи программы сохранения здоровья учителя, выполнение которых не требует никаких материальных затрат, отмечено, что «любая профессия налагает на личность следы деформации, и учительская не исключение. Но если учитель обладает такими качествами, как требовательность, основанная на вере в способности ученика, снисходительность к его ошибкам, спокойствие в любых ситуациях, рассудительность в решении конфликтов, сопричастность к чувствам и переживаниям ребенка, мудрость в оценке его прошлого опыта, осторожность в определении его будущего, мужество в признании своего собственного несовершенства, то можно с уверенностью сказать, что ваш ученик счастлив с вами, значит, счастливы и вы в своей профессии».

Педсовет

Советы учителям от Миши Самарского

    Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать в школах физические наказания - пинки, подзатыльники, шлепки, пощечины, «указкой по башке». Этого никто никогда не забудет.
    Ни при каких обстоятельствах не оскорбляйте ученика. Иногда ваше неосторожное слово прилипает к ученику в виде обидного прозвища. Ученик никогда этого не забудет.
    Если вы прозевали передирание, не ставьте под сомнение работу ученика. Лучше в следующий раз умудритесь, изловчитесь и поймайте за руку.
    Если вы видите, что ученик не выучил урок, не ставьте сразу «два». Дайте ему шанс (а может, и не один) выучить попозже.
    Не старайтесь подстегнуть двойкой - сначала выясните, какие ученика ждут последствия.
    Поменьше пишите замечаний в дневник, тем более полуоскорбительных. Вспомните, когда вы последний раз туда писали слова благодарности.
    Забейте вы на эти галстуки и пиджаки, уделите внимание знаниям. Если я буду сидеть на уроке без галстука, кто знает, возможно, я еще лучше усвою урок.
    Если у ученика есть возможность дома распечатать работу на принтере, не заставляйте его писать от руки.
    Пожалуйста, почаще будьте снисходительны.

Татьяна КУЗНЕЦОВА, методист ОМЦ ЮЗАО, заслуженный учитель РФ