В 2010-м гимназия №9 присоединилась к международной акции «Я горжусь своим прадедом, дедом, отцом». В школе главными ее организаторами стали учителя - историки Екатерина Грищук и Людмила Щеглова, филолог Марина Никифорова, ну и конечно, классные руководители большинства классов. Они постарались объяснить детям, что девиз акции «Генеалогическое древо побед России растет в моей семье!» - это практически про каждую нашу семью. Надо только вспомнить, надо хорошенько расспросить тех, кто еще что-то знает про сороковые-роковые. Идею поддержали администрация школы и, конечно, директор Татьяна Георгиевна Гаула, сама, кстати, преподающая историю и одной из первых откликнувшаяся на призыв организаторов. Когда через некоторое время по всему периметру гимназического актового зала протянулась бумажная георгиевская лента шириной в ватмановский лист с портретами и рассказами о героях Великой Отечественной и о тех, кто своей работой в тылу приближал победу над фашизмом, в этой ожившей череде воспоминаний была страница, написанная Татьяной Георгиевной о своих родных.
Гости, приходившие на гимназический музыкально-литературный праздник, посвященный Великой Победе, не могли сдержать слез - настолько все было трогательно и по-настоящему: ожившая в воспоминаниях память, благодарные детские голоса, звучащие со сцены... Плакали не только старенькие ветераны, их 40-летние внуки хлюпали носами.
Первыми, кто сказал, что продолжение необходимо, были сами гимназисты. Через год, на следующий День Победы, городские власти предложили гимназии организовать акцию-праздник более крупного масштаба. Ребята сделали плакаты и стенды с именами победителей, оформили площадку в городском парке Патриотов и выступили там с рассказом о своей поисковой работе и с праздничной программой. В этот день к ним подходило очень много людей - просили телефоны для связи и адреса электронной почты, на которые они могли бы выслать рассказы и фотографии своих дедов и прадедов, завоевавших нашу Победу.
- Мы поняли, - говорит Татьяна Гаула, - что ничего еще не закончено, что нужно делать следующий шаг. Часть воспоминаний мы уже опубликовали в городской детской газете «Ворон и Еж», за что большое спасибо редактору издания Наталии Дашковой. Теперь ищем возможность опубликовать собранные материалы одной книгой.
В гимназии никогда не было вопроса, чем должна заниматься школа, - учить или воспитывать, ответ за 41 год существования школы всегда давался один и тот же: не может быть качественного образования без должного воспитания. Поэтому в гимназии есть и детская общественная организация «Крылья», и творческое объединение «Ступени жизни», и ученическое самоуправление. Есть свой парламент, избираемый на общешкольной конференции педагогов, учащихся и их родителей (высший орган самоуправления гимназии), есть ученические дума и правительство, куда входят школьники разных возрастов и классов.
По словам заместителя директора по воспитательной работе Аллы Александровны Костюченко, ученическое самоуправление влечет за собой необходимость предоставления обучающимся широкого социально значимого поля деятельности, поэтому в гимназии так популярно социальное проектирование. Оно стимулирует творчество каждого ученика, позволяет решать конкретные проблемы и накапливать социальный опыт. А еще оно помогает оживить, наполнить новым смыслом наскучившие многим понятия, такие как, например, «патриотическое воспитание» или «борьба за здоровый образ жизни».
- В основе формирования коллектива, - говорит директор гимназии, - общий интерес и увлеченность в решении задач. Второй момент - поддержка инициативы, администрация старается не только помочь выбрать направление работы и вовлечь всех в какое-то значимое дело, но главное - старается больше хвалить! Мы всегда подписываем целую стопку грамот, по 300-400 на школу, которые обычно вручаем после дня гимназии на традиционных общешкольных линейках. За каждое мероприятие и за участие в них каждого ребенка! И обязательно поощряем учителей.
Как считает Татьяна Георгиевна, именно ученическое самоуправление и социальные проекты помогают ребятам побеждать на олимпиадах по законодательному праву. Ну еще, конечно, знания. В гимназии четыре профиля - гуманитарный, математический, химико-биологический и социально-экономический. Профильные классы формируются после седьмого, но уже с первого класса начинаются поиск талантливых ребятишек и работа с одаренными детьми, которую курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе Нина Ивановна Попова.
- Но мы развиваем в наших детях не только учебную одаренность через предметные олимпиады, - продолжает рассказ директор, - но еще и творческую одаренность через постоянное участие в смотрах художественной самодеятельности, в различных праздниках, конкурсах и спортивно-массовой работе.
Татьяна Георгиевна работает в школе с 1978 года, директором - с 1987-го. Она и сейчас считает, что ей повезло: очень сильной была предшествующая администрация школы №78, сумевшая подобрать соответствующий педколлектив. Директор Петр Яковлевич Крамарев, завуч Маргарита Васильевна Гальчина, народный учитель СССР Марина Игнатьевна Картавцева, преподававшая в гимназии русский и литературу, Нина Ивановна Булгакова - многолетний бессменный заместитель нынешнего директора, сейчас работающая методистом, и многие-многие другие.
- Главное, - считает директор, - это настрой на успех. У нас вся школа настроена на успех, начиная от учителя и кончая учеником.

Из отзывов учеников гимназии №9
Дмитрий Золотарь, 7-й «Г»
«Я еще так никогда не понимал всех людей, радовавшихся этому празднику! Именно в это 9 мая 2011 года мне тоже стало горячо на сердце!
Я подготовил информацию о своем деде и приехал на праздник вместе с одноклассниками.
Да, теперь, когда я смотрю на бабушек и дедушек, переживших войну, мне их жалко, хочется всех их поблагодарить. Если бы не они, меня могло бы не быть!»

Георгий Жаглин, 7-й «Г»
«Каждый из нас вложил в эту акцию душу, и всем было приятно. Когда старушки-ветераны вышли в центр круга танцевать под «Катюшу», я понял, что русский народ озорной, веселый. Сейчас люди как-то огрубели. Эта акция помогла растопить лед.
Имена ветеранов не должны быть забыты».

Комментарий

Геннадий КИРЕЧЕНКОВ, заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:

- Это одна из первых школ города, которая стала выходить за рамки школьного воспитательного пространства, понимая, что истинное воспитание происходит не в игровой ситуации, а в реальной жизни. Тогда одним из их подшефных был интернат №9 для детей с ограниченными возможностями, ученики гимназии и воспитанники интерната сделали много совместных проектов. Мне, как заместителю, курирующему по большей части молодежную политику, работу детских и молодежных общественных организаций, много добрых слов хотелось бы сказать в адрес всей администрации гимназии и особенно в адрес заместителя по воспитательной работе Аллы Александровны Костюченко. Кстати, на сегодняшний день гимназия является стажерской площадкой областного института повышения квалификации для обучения заместителей по воспитательной работе и для вожатых, в том числе и по патриотическому воспитанию.