Если говорить применительно к санаторно-курортной сфере, то это цена одной относительно приличной санаторной путевки. Но совершенно очевидно, что никто этих денег каждому отдельному россиянину не даст. Ведь за эти деньги надо обеспечивать общие потребности России - функционирование государства, оборону, международную деятельность, за эти деньги надо лечить, учить, защищать, платить зарплату бюджетникам, поддерживать ветеранов и инвалидов.

И все-таки санаторно-курортная сфера и туризм в бюджете представлены и получают государственную поддержку. При этом уровень этой поддержки определяется не только финансовыми возможностями бюджета, но в большей степени - политикой властей по отношению к таким социальным проблемам, как здоровье нации.

В 2003 году в федеральном бюджете предусмотрено 1 миллиард 277 миллионов рублей для финансирования ведомственных санаториев Минздрава РФ (для больных туберкулезом, для детей и подростков), что на 14 процентов больше уровня 2002 года. Выделяется 1 миллиард 211 миллионов рублей на организацию оздоровительной кампании для детей и подростков, что на треть больше, чем было в 2002 году.

Всего из федеральной казны для содержания санаториев, пансионатов и домов отдыха Минздрава и других министерств и ведомств, а также для финансирования оздоровительного отдыха детей и санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов в 2003 году выделяется 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Правда, это лишь 0,2 процента от общих расходов федерального бюджета, или 32 рубля из тех 16100 рублей бюджетных расходов, которые приходятся в среднем на одну российскую душу.

Поговорим о финансировании курортов. В значительно большей степени, чем федеральный бюджет, приобретение путевок для взрослых и детей всегда обеспечивал Фонд социального страхования Российской Федерации. Вот и в 2003 году таких средств выделяется 13 млрд. 330 млн. рублей - 1 млрд. 764 млн. на долечивание в санаториях взрослых после инсультов и других тяжелых заболеваний и 11 млрд. 566 млн. - на оздоровительный отдых детей. Деньги вроде бы немалые. Тогда почему же во многих трудовых коллективах, в профсоюзных организациях, в средствах массовой информации кипят страсти по поводу судьбы самого Фонда социального страхования и сокращающихся его возможностей финансировать санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей?

Дело в том, что в соответствии с уже принятым Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год», внесенным в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, с 1 января 2003 года отменяется финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровление работников, членов их семей и участников Великой Отечественной войны.

Принятие этого закона в предложенном правительством виде лишает льготных путевок сотни тысяч российских граждан, которые нуждаются в укреплении здоровья, но не в состоянии оплатить путевки за счет собственных средств в силу низкой заработной платы, - учителей, врачей, работников промышленности и сельского хозяйства, многих других категорий людей труда.

Сложившаяся ситуация объясняется двумя причинами. Введенный в России единый социальный налог понизил существовавшие раньше тарифы отчислений с 5,4 процента от фонда оплаты труда до 3,2 процента, или на одну треть. Только по этой причине Фонд социального страхования в 2003 году, при прочих равных условиях, недополучит 32 миллиарда рублей.

И все-таки во втором чтении нам удалось несколько улучшить бюджет Фонда соцстраха на 2003 год. Расходная его часть увеличена на 4,9 млрд. рублей. Из них 3,3 млрд. рублей добавили на летний оздоровительный отдых детей, увеличив его с 8,2 до 11,5 миллиарда. Восстановили частичное финансирование детско-юношеских спортивных школ - 950 миллионов рублей. К сожалению, большинство Государственной Думы не поддержало наше предложение часть дополнительно найденных средств направить на санаторно-курортное лечение и оздоровление взрослого работающего населения.